Нижний базар в Ставрополе – первый рынок города – издавна располагался на Казанской площади, названной так в честь воздвигнутой в 1780 году хопёрскими казаками деревянной церкви иконы Казанской Божьей Матери. Позже казаки были переселены на новые рубежи обороны и походную церковь они увезли с собой. Но в середине XIX века стараниями купца 1-й гильдии Игната Волобуева здесь появилась каменная часовня с иконой Казанской Божьей матери.
Надо откровенно признаться, что этот базар всегда считался в Ставрополе самым неблагополучным. Именно там собирались все гуляла тогдашняя «братва». Об этом, во всяком случае, вы можете прочесть в местных газетах того времени. Карманные кражи, пьяные драки, мошенничество, торговля запрещённым товаром и азартные карточные игры – всё здесь имело место. Интересным, на мой взгляд, местом Казанской площади являлась «обжорка».
Вот как она описана в романе «Маскарад со смертью»:
«В задымленном помещении рюмочной или «обжорки» как её называли в простонародье, яблоку негде было упасть. Извозчики, подённые рабочие и лотошники, целый день торговавшие чужой снедью на Нижнем базаре, сидели на лавках за грубыми деревянными столами под цветными и не особенно чистыми скатертями. Над потолком чадили керосинки.
Половые носились взад и вперёд, разнося требуху с огурцами, отварные потроха домашней птицы с кашей, знаменитые свиные сальники, и фрикадельки, пропаренные в жиру с чесноком и красным перцем. Повсюду стоял неприятный запах прокисших позавчерашних щей. Он образовался из идущего с кухни пара от свежеприготовленных блюд и пахучего грошового вина, перемешанного со смрадом едкой махорки и затхлым духом подвальной плесени.
Гармонист в изрядном подпитии, усердно тряс чёрными, как смоль кудрями и сильными, совсем не музыкальными руками истово двигал меха гармошки, мало обращая внимания на музыку. Ему вторил нетрезвый балалаечник, который, раскачиваясь на табурете из стороны в сторону, выкрикивал слова мало приличной песни «Сарафанчик-расстеганчик»:
И в светлицу на рассвете
Воротилась разодета,
Разорвавши сарафан.
Долго мать меня журила
И до свадьбы запретила
Выходить за ворота.
Так уж издавна отчего то повелось, что на Нижнем базаре чаще всего собирались мелкие воришки, не чистые на руку перекупщики краденного и разного рода подпольные «абвокаты» – юристы-самоучки, из числа бывших письмоводителей или недоучившихся студентов. Всего за один целковый они были готовы составить слёзное прошение или «нацарапать» кляузу по просьбе любого малограмотного мужика. Для этих целей в «обжорке» имелось несколько отгороженных кабинок, закрытых от посторонних глаз».
Признаться, не сильно это место изменилось и в советское время. Известная в городе «Чебуречная» тоже славилась пьяными ссорами. Но чебуреки, скажу я вам, там были отменные. За ними приезжали и с Тухаческого, и с Осетинки. И вот что интересно: близость РОВД Октябрьского района никак не влияла на искоренение преступности.
Как мне рассказывали, в середине 60-х под магазином «Пассаж», со стороны рынка, была пивная с очень дурной репутацией. От неё шёл подземный коридор на проспект Карла Маркса (сейчас он перегорожен). И городская милиция, что бы выполнить план по административно-задержанным просто отправляла туда наряд, который под завязку набивал ГАЗ-51 и, невзирая на состояние опьянения, отвозил «улов» в горотдел (в то время не было районных отделов внутренних дел, а был один – городской).
На днях я решил посмотреть на «Чебуречную» и, представьте себе, её не нашёл.
То есть строение стоит, но оно зашито в уродливый панцирь купоросного цвета. До какой же крайней меры безвкусицы нужно дойти, что бы так изуродовать здание! Что бы напомнить вам как оно выглядело раньше, я сфотографировал соседний дом, который, до революции тоже входил в обжорный ряд, а потом стал советской коммуналкой.
Что же касается преступности, то говорят, в последнее время там стало потише – появилось масса других, более привлекательных мест для жуликов. Жаль только, что люди с тех пор очень мало изменились. Последний снимок взят с этого сайта.
Оставьте комментарий