На днях  довелось мне снова погреть душу – в букинистическом магазине  посчастливилось  купить  несколько  старых открытых писем. И я очень обрадовался, когда увидел, что посылали их одной и той же женщине – «Ея Высокородию» (ЕВР) Нине Васильевне  Буравчинской, жившей некогда в Ставрополе  по адресу ул. Мойка 18.

Сам титул принадлежал, конечно  же, не ей, а её мужу – статскому советнику Владимиру Ефимовичу Буравчинскому. Правда, в списке лиц из состава правительственных, сословных и общественных учреждений Ставропольской губернии за 1913 год его фамилии нет. Открытые письма датированы 1915 – 1918 годами, и теоретически, он мог   появиться на службе позже, но я все же предполагаю, что сей чиновник V класса  к 1913 году уже находился  в отставке.

То, что это люди не очень-то молодые  видно из характера писем  их друзей. Да  и дослужиться  до  статского советника было непросто. Так что уж они точно были старше 35-40 лет. Но родители Нины Васильевны ещё здравствовали.

Кстати, я попытался отыскать тот самый дом  по адресу  Мойка 15, но – увы –  потерпел фиаско. А дело в том, что теперь  по  нечётной стороне ул. Краснофлотской высятся  дома  современной  постройки. А старые – многим уж точно больше ста лет –  сохранились лишь на противоположной – чётной стороне. И номера большие – 70, 72 и т.д., т.е отсчёт сейчас ведётся иначе, нежели это было в 1913 году (как вы понимаете, я  всё время упоминаю 1913 год, потому  что действия книжки, над которой  я сейчас работаю, происходят как раз в то время; соответственно,  под рукой  у меня источники этого периода).

Хочу заметить, что раньше Мойка была много короче сегодняшней улицы Краснофлотской, и заканчивалась  пересечением   Госпитальной (ул. Ленина). Я даже вполне допускаю, что особняк под  №15 существует, но только в том случае, если  позднее   номера домов, как и стороны  улиц (чётные и нечётные), были изменены на противоположные. Но что бы это выяснить необходимо  обратится в архив, однако я такой задачи перед собой не ставлю.

Пасхальное открытое письмо

Пасхальное открытое письмо

Согласитесь, первое открытое письмо необычно – поздравление написано  и на лицевой стороне:

Христос Воскресе!

Нина! Позвольте Вас поздравить,

Здоровья, счастья пожелать,

Немножко позабавить,

А нас просить не забывать!

Оборотная сторона большого интереса не представляет.

Старое  французское открытое письмо

Старое французское открытое письмо

А следующую открытку я купил  потому, что она французская и находится в идеальном состоянии. Адресат всё та же  Нина Васильевна  Буравчинская – Царство ей  Небесное! –  только вот адрес иной – Мутнянка д.6. Хотя  послание отписано в феврале 1915, а не в апреле, как предыдущая.  Мутнянка, это, очевидно, улица 1-я Мутнянская (сегодняшняя  Лермонтова, самый низ). А вообще-то, на старой карте  Мутнянских улиц я насчитал  аж целых  четыре! Открытое письмо,  как следует из почтового штемпеля, послано  из Барнаула. Отправитель здесь уже иной и поздравляет с уже забытым сегодня личным праздником – Днём Ангела (дата  крещения, когда к человеку приставляется его Ангел-Хранитель). Текст, я думаю, вы без труда сможете прочитать, если увеличите картинку.

Поздравление с Днём Ангела

Поздравление с Днём Ангела

А  вот открытое письмо, отправленное из Таганрога 29 декабря 1916 года. В Ставрополь к   Н.В. Буравчинской  оно  дошло  3 января 1917 года.  Великая война в самом разгаре.  Надвигается катастрофа. До начала февральской смуты и окончания нормальной жизни в России оставалось всего 55 дней. Вот и в тексте поздравления будто затаилась грядущая беда:

«С Новым Годом! Дорогая Нина! От всей души желаю здоровья, счастья и всего лучшего среди всех ужасов нашей жизни. Спасибо Вам большое за память. Свои именины я провела в Таганроге, где с ноября Володя работает на оборонном  заводе помощником инженера.  Я не переехала только потому что не нашла квартиры. Премилый город. (здесь неразборчиво)… В январе поеду к Оле погостить. Целую Вас крепко».

Следующая открытка интересна тем, что она получена в 1918 году.

Поздравление с Днём Ангела

Поздравление с Днём Ангела

Шла гражданская война, но почта, как ни удивительно,  работала, и марка наклеена ещё царская. А Н.В. Буравчинская  проживает по  старому адресу – в доме  № 18 на Мойке. Здесь, заметьте, по понятным причинам, уже нет гордой аббревиатуры «ЕВР». На лицевой стороне представлена работа художницы Ольги Людвиговны Делла-Вос-Кардовской  (урожденной  Делла-Вос). Она  родилась в 1875 году. Прожила долгую жизнь и скончалась в Ленинграде в возрасте 77 лет в 1952. Расцвет творчества Делла-Вос-Кардовской приходится на 1903 – 1910-е годы. Её  произведения относятся  к числу наиболее характерных и лучших  образцов искусства Серебряного века.  Подробнее о  творчестве художницы  вы можете прочитать здесь.

(Продолжение следует)