Знаете,  изучая дореволюционную жизнь,  невольно приходишь к  удивительному выводу: государство и церковь в 1915 году были более открыты обществу, чем сейчас.

И это несмотря на Великую войну и довольно скудное информационное пространство той эпохи! Ведь ни радио, ни телевидения тогда не было, не говоря уже об интернете. Обо всём сообщали  в газетах. И как подробно писали! Назначение на должность нового судебного следователя, или перевод его с одного участка на другой, отставка чиновников (не только высшего звена, но и низшего), подробные отчёты Думы, Городского Головы, ответ церковных иерархов на критику населения, да много чего! И всё это считалось нормальным, вполне обыденным явлением. Репортёры не боялись критиковать губернскую и городскую власть и поднимали самые животрепещущие вопросы (сейчас таких смельчаков – единицы). Общество привыкло обсуждать любые события, независимо от того, кто являлся их действующим лицом. Нужно было лишь не опускаться до оскорблений и антигосударственных призывов. А самое главное заключается в том, что население городов чувствовало себя частью уже сформированного гражданского общества (жаль не успел великий Столыпин сделать то же самое с крестьянством, которое, будучи обманутым большевиками, помогло последним одержать победу в гражданской войне. И, видно в благодарность за это, сельское население жесточайшим образом истребили в 1921-1922, 1933годах, а потом и в период, так называемого, «раскулачивания» и массовых репрессий).

Одним словом, попади дьякон Кураев на машине времени в 1915 год, он бы нашёл поддержку не кого-нибудь, а самого московского митрополита Макария, заявившего тогда, что «разложение нравов среди духовенства всё прогрессирует и недалеко то время, когда оно утратит всякое влияние на население».

А если не верите – вот статья. Читайте, смотрите на фото (оно кликабельно).

«Распоряжение митрополита

Сообщенное в «Голосе Москвы» распоряжение московского митрополита Макария относительно служителей алтаря занимающихся посторонними делами, является злобою дня среди духовенства. Прогрессивная часть священников указывает, что едва ли одними циркулярами и предписаниями можно создать тип доброго пастыря. Сущность вопроса значительно глубже. Необходимо реформировать весь уклад приходской жизни, на что уже указывали законодательные учреждения. Только с упразднением кастовых семинарий и предоставлением права приходам самим избирать кандидатов на должности священников, дьяконов и священнослужителей народится тип действительного пастыря.

В одном нельзя не согласиться с митрополитом Макарием, что разложение нравов среди духовенства всё прогрессирует и недалеко то время, когда оно утратит всякое влияние на население».