Случилось мне несколько лет назад заглянуть в наш краеведческий музей на выставку «Орудия пыток средневековья». Не для слабонервных, скажу я вам….
Признаться по совести, в той экспозиции были свои пробелы. Ну, например, отсутствовали любимые нашими сотрудниками правоохранительных органов «сейфы», в которые они с превеликим удовольствием закладывают «пальчики» подозреваемых, или противогазы с пережатыми дыхательными «хоботами», или телефонные трубки с подведёнными к ним проводами в 220 Вольт… Да мало ли?..
Словом, экзекуторы во все времена на выдумки были горазды. И хоть экспонаты радости не внушали, но больше всего меня умилил экскурсовод. Он объяснял это всё своими собственными довольно необычными комментариями, и каждый раз ему хотелось ругнуться, но усилием воли он сдерживался. А вместо известной матерной присказки он вставлял слово «бять» . Он прикладывал везде свои руки, ноги, показывал на себе как действовали те или иные пыточные механизмы, и даже взвизгивал от боли, будто его пытали. А потом громогласно и совершенно искренне возмущался на предмет того, какие бесчеловечные были наказания в тёмное средневековое время. Как потом выяснилось, он был вовсе и не экскурсовод, а мастер, который собирал эти экспонаты. А настоящий музейный работник «заболел» после вчерашнего обильного возлияния. Да и от этого «деятеля» тоже разило спиртным.
А вот у этого субъекта, на мой взгляд, очень доброе лицо, хоть и «кат» — каторжанин. По-моему он чем-то смахивает на Леонида Якубовича, нет?
Преступников, подлежащих ссылке на каторгу, клеймили особыми клеймами. Это делалось для того, чтобы они «от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были». Клейменный позорным тавром человек становился изгоем. Техника клеймения состояла в том, что специальным прибором наносили небольшие ранки, которые затем натирали порохом, а позднее заполняли смесью туши и индиго. В указе 1705 года предписывалось натирать ранки порохом «многажды накрепко», чтобы преступники «тех пятен не вытравливали». Впрочем, колодники издавна умели выводить позорные знаки: они не давали заживать «правильным» ранкам и растравляли их. Не случайно петровский указ о наказании закоренелых преступников предписывал: «пятнать их новым клеймом». Но в тюрьме и на каторге всегда находилось много разных «умельцев», благодаря которым уже через несколько лет клейма становились почти незаметны. А ниже представлены те самые орудия клеймения каторжников.
Дыба — это одно из наиболее распространенных орудий пытки, встречающихся в исторических описаниях. Дыбу применяли на всей территории Европы. Обычно это орудие представляло собой большой стол на ножках или без них, на который заставляли лечь осужденного, а его ноги и руки фиксировали при помощи деревянных плашек. Обездвиженную таким образом жертву «растягивали», причиняя ей невыносимую боль, часто до тех пор, пока мускулы не разрывались. Вращающийся барабан для натягивания цепей использовался не во всех вариантах дыбы, а только в самых хитроумных «модернизированных» моделях. Палач мог взрезать мускулы жертвы, чтобы ускорить окончательный разрыв тканей. Тело жертвы вытягивалось более чем на 30 см, прежде чем разорваться. Иногда жертву крепко привязывали к дыбе, чтобы легче использовать другие методы истязания, такие как щипцы для зажимания сосков и других чувствительных частей тела, прижигания каленым железом и др.
«Посажение на кол» было одной из самых мучительных казней, пришедших в Европу с Востока. Чаще всего заостренный кол вводили в задний проход, затем его ставили вертикально и тело под собственной тяжестью медленно сползало вниз. При этом мучения иногда длились несколько дней. Известны и иные способы сажания на кол. Например, иногда кол вбивали посредством колотушки, или же натягивали на него жертву, привязанную за ноги к лошадям. Искусство палача состояло в том, чтобы острие кола ввести в тело преступника без повреждения жизненно важных органов и не вызвать обильного кровотечения, приближающего конец. На старинных гравюрах часто изображают сцены, где острие кола выходит изо рта казненного. Однако на практике кол чаще всего выходил под мышкой, между ребер или же через живот.
Это наказание имеет много общего с пыткой, пришедшей в Россию с Востока, под названием «клячить голову». Современники так описывали клячание: «Наложа на голову веревку, просунув кляп, вертят так, что оный (пытаемый) изумленным бывает». Иными словами, при этой пытке просовывали под веревку палку, которой эту веревку закручивали.
Первое упоминание о «рогатках» в России относится к 1728 году, когда обер-фискала М.Косого обвинили в том, что он держит у себя дома арестованных купцов, «вымысля прежденебывалые мучительные ошейники железные с длинными спицами». «Рогатки» известны двух типов.
Одни сделаны в виде замыкающегося на замок широкого металлического ошейника с прикрепленными на нем длинными железными шипами. Современник, видевший их в Петербурге в 1819 году в женской тюрьме, так описывал это приспособление: «… спицы длиной в восемь дюймов (20 см) так вделаны, что они (женщины) не могут ложиться ни днем, ни ночью». «Рогатки» другого типа состояли «из железного обруча вокруг головы, замыкающегося с помощью двух цепей, которые опускались вниз от висков под подбородок. К этому обручу было приделано перпендикулярно несколько длинных шипов».
(Страшное продолжение следует)
Оставьте комментарий