Меня часто спрашивают, откуда я беру персонажи для романов. Частично я уже отвечал на этот вопрос в интервью газете «Ставропольский бизнес», но сегодня мне бы хотелось подробнее остановиться на личности человека, который во многом стал прототипом главного литературного героя – присяжного поверенного Ставропольского Окружного Суда Клима Пантелеевича Ардашева.
Мои коллеги, прочитав «Свидание с ангелом»
– один из первых детективных рассказов – обратили внимание, что в диалоге между Климом Пантелеевичем и помощником начальника сыскного отделения Кашириным звучит моё излюбленное выражение: «адвоката не нанимают, а приглашают; нанимают извозчика». Ну вот, говорили они, не удержался и ввернул-таки любимую фразу.
По правде говоря, эти слова принадлежат не мне. Впервые я услышал их лет пятнадцать назад из уст удивительного человека – основателя Международной Коллегии Адвокатов «Санкт-Петербург» Котельникова Артемия Николаевича.
В то время мы – молодые члены коллегии адвокатов МКА «Санкт-Петербург» (Ставропольский филиал) чувствовали необыкновенную гордость, от того что принадлежали к первому в России независимому адвокатскому образованию. Каждому из нас торжественно вручили значок
– эмблему сообщества, который мы должны были одевать на лацкан пиджака во время участия в процессах (многие из нас и по сей день не изменили этой привычке). В общем, мы считали себя этакой кастой – продолжателями дела Кони, Плевако и Спасовича. Я с жадностью слушал повествования заведующего филиалом Кравченко А.А., возвратившегося в очередной раз из Санкт-Петербурга. Александр Александрович много рассказывал о судебных победах великого Котельникова, и я – чего греха таить! – втайне завидовал его знакомству с таким выдающимся человеком.
Но однажды случилось невероятное – Котельников не только приехал в Ставрополь, но и решил встретиться с нами. Я до сих пор помню тот наш двухчасовой разговор, правда, с годами, он всё больше и больше стирается из памяти (жаль, что не было с собой диктофона). И хотя Артемий Николаевич выступал перед нами со сцены актового зала краевой администрации, но никакого отчуждения между нами не было и мы говорили по душам. Тогда-то и прозвучали его легендарные изречения: «хороший адвокат – сотню милиционеров стоит», «если ваш недавний клиент выбрал другого защитника – не стоит расстраиваться, – когда ушла невеста, неизвестно, кому повезло больше» и, наконец, – «адвоката не нанимают, а приглашают; нанимают извозчика». «Закон-вот ваше оружие, – обращался он к нам. – И потому вы обязаны его знать лучше любого следователя. Это есть ваше главное, и, пожалуй, единственное преимущество». «Адвокатом может быть только всесторонне образованный человек. Читайте классику и там найдёте ответы на все вопросы», – советовал он.
Вы представить себе не можете, сколько несгибаемой воли и застенчивой интеллигентности чувствовалось в этом маленьком, сгорбленном седом старике – Котельникову в 1998-ом исполнилось уже семьдесят пять, а он всё продолжал работать… Потомственный юрист и дворянин. Его прадед служил секретарём Губернского суда в Астрахани и был предводителем Черноярско-Енотаевского и Царевского дворянства Астраханской губернии, был награждён орденами Святого Владимира и Святой Анны. Дед – Артемий Назарович Котельников – редактор петербургской газеты «Наша жизнь». Известный меценат, он за собственный счёт издал работу В. Ульянова (Ленина) «Развитие капитализма в России». В благодарность будущий вождь мирового пролетариата подарил ему экземпляр книги с дарственной надписью. Артемий Николаевич унаследовал эту реликвию и гордился ею. Отец – Николай Артемьевич, – окончивший московский университет ещё в 1917 году, работал юрисконсультом и журналистом.
Сам же Артемий Николаевич прошёл войну в составе 266 миномётного полка 3-го танкового корпуса 1-ой танковой армии генерала Кутакова. Командуя батареей «Катюш», он брал Белгород и воевал на Курской дуге. Прошёл с боями Сумы, Полтаву, Карпаты, сражение за Сандомирский плацдарм, форсировал Вислу и Одер, штурмовал Берлин и Кладно. Именно там, в Чехословакии, он и встретил победу.
В адвокатуре Котельников начал работать с 1965 года. Защищал диссидентов и даже западных разведчиков, помогал сотням гражданам получить разрешение на выезд из СССР. Несговорчивый и принципиальный фронтовик раздражал власть. В 70-е годы всесильный КГБ устроил провокацию. При аресте ему предъявили обвинение в получении взятки по статье 173 УК РСФСР, но приговор был уже по 174 статье (дача взятки). Осужденный по уголовной статье, он отбывал наказание в «политической» зоне.
Отсидев срок, Артемий Николаевич не только добился полной реабилитации, но и потребовал публичного извинения судьи. И снова вышел победителем. И вновь работал не покладая рук, помогал простым людям отстаивать свои права.
Во времена перестройки, в 1988 году он зарегистрировал первый в СССР юридический кооператив «Товарищество юрисконсультов» и работал юрисконсультом депутатов Верховного Совета СССР Ю. Болдырева, Г. Старовойтовой, М. Салье. А уже в 1993 году организовал нашу – Международную Коллегию Адвокатов «Санкт-Петербург».
Как свидетельствует обозреватель Новой Газеты (Санкт-Петербург) Борис Вишневский «Артемий Котельников всегда считался «неудобным»: не особенно жаловал Собчака, не любил Яковлева, скептически смотрел на Матвиенко, резко отзывался о Путине, особенно в последние годы. Однако подавляющее большинство питерских политиков считали за честь услышать похвалу из его уст: настолько безупречна была репутация Котельникова. Таких людей с каждым годом остается все меньше и меньше».
Артемий Николаевич Котельников – кавалер Ордена Отечественной войны, медалей «За взятие Берлина» и «За взятие Праги», вице-президент Гильдии российских адвокатов, действительный член-академик Международной академии экологии и безопасности человека и природы, почетный адвокат России, кавалер Золотой медали имени Плевако – умер 5 февраля 2005 года.
Я видел его всего один раз, но запомнил надолго, потому что такие люди, как он, словно комета, пролетев однажды мимо нас, озаряют мир светом добра и справедливости.
Оставьте комментарий