Бугорчатка, чахотка, туберкулёз – разные названия одного и того же заболевания.

Журнал "Туберкулёз"

Журнал "Туберкулёз"

«Бугорчатка глубоко пустила в толщу народной массы свои многочисленные и ядовитые корни, – писал журнал «Туберкулёз» в 1912 году. –  Ежегодно она уносит в могилу свыше полумиллиона жертв, ежегодно выводит из строя и отнимает у страны сотни тысяч полезных работников и граждан, разрушает десятки тысяч семейств, оставляет сиротами и наделяет тяжелой наследственностью сотни тысяч детей. Но самое главное и самое страшное — эта народная болезнь безудержно расползается по всей стране, подтачивает силы и угрожает мощи государства. В 1912 году в России каждый седьмой человек из умерших погибал от бугорчатки: при общей смертности в 4200 тыс. человек от бугорчатки в этом году умерло 600 тыс. человек. Ни одна болезнь, ни целая совокупность болезней, самых страшных, как холера и чума, не поглощали и не поглощают столько человеческих жизней, как бугорчатка».

День "белой ромашки"

Российские врачи активную борьбу с туберкулезом начали в 90-е годы ХIХ века. В 1909 году образована Всероссийская лига борьбы с туберкулезом, которая быстро стала одной из крупнейших общественных организаций страны. Традиция ежегодного проведения благотворительной акции впервые появилась в странах Западной Европы. Символом борьбы с туберкулезом был выбран цветок белой ромашки. Для строительства больниц собирались пожертвования.

Недавно, работая над новым романом, я наткнулся на довольно интересную информацию –  8 сентября 1913 года в селе Привольном Медвеженского уезда проходил день «белой ромашки». Поскольку мои предки  именно оттуда, я и решил  разместить  этот материал:

День «белой ромашки».

«8 сентября у нас был устроен день «белой ромашки». В церкви батюшкой о.Алмазовым была сказана приличествующая случаю проповедь-экспромт, после которой уважаемые продавщицы – Петрова, Пазельская, Кассирова и Семёнова при  деятельном участии учителя Денисенко – вышли на площадь и стали предлагать цветы крестьянам. Под впечатлением хорошей проповеди батюшки крестьяне очень сочувственно отнеслись к сбору, многие покупали цветы по несколько раз. Некоторые из стариков купив цветок, благоговейно крестились, крепко сжимали его в кулаке и, отходя, прятали в карман «бешмета». Сумма  сбора  неизвестна, так как подсчёт должен производиться в Медвеженском, но, сравнительно, порядочна.

Погода. После продолжительных дождей, принёсших крестьянам порядочно убытков, установилась хорошая погода. Крестьяне заняты просушкой и молотьбой хлеба».