Знаете, мне кажется, что по парадным дверям можно судить об эпохе.
Дореволюционные входные двери не лишены изящества. Их советские собратья – одинаковые, безликие, как расцветки в сельмаге. В хрущёво-брежневские времена некоторые сограждане, желая не столько утеплить квартиру, сколько украсить, оббивали дверь дерматином, и редкий домушник мог отказаться от соблазна поковыряться в её замке.
В 90-е, желая получить иллюзию защищённости, испуганные разгулом преступности соотечественники устанавливали стальные чудища с запорами, как на банковских сейфах.
Последние десять лет в моде двери металлические, под дерево, из крашенной китайской жести. Открываются они просто – незатейливым консервным ножом.
Признаюсь, мне нравится рассматривать старые парадные двери. По ним, точно по золоту эполет, можно прочитать многое. Высокие, добротные – иногда двустворчатые, двуполотенные, большей частью дубовые, – то важные, как столоначальники, то скромные, как письмоводители. Они – хранители домашних покоев.
И чего только с этими «верными стражниками» не делали! И хлопали нервно, получив отказ от экзальтированной особы, и притворяли бережно, боясь прогневить знатных хозяев, и тарабанили под утро, увозя потом в воронке «классовых врагов».
Вот парадные двери бывшей Воронцовской улицы (ныне именуемой проспектом Октябрьской революции). Я, как и многие, проносился мимо, не обращая на них внимания. И вот подумал на днях, что надо бы запечатлеть некоторые, особенно характерные для ушедшего времени образцы.
А то ведь пройдёт год-другой, и глядишь, исчезнут эти немые свидетели прошлого.
На бывшей Торговой (ныне Булкина) внимания заслуживают всего два адреса-№13 и №15.
А вот дверь особняка по Ясеновской улице, в котором «жил» литературный потерпевший Соломон Жих.
А это дверь бывшего сиротского приюта Лавра Ермолаевича Павлова по Армянской (Шаумяна) улице. Здесь, в «Убежище Святого Равнопрестольного князя Владимира», начиная с 1888 года, обучались бездомные дети. Единовременно воспитывалось более ста человек.
Но вершиной плотницкого мастерства остаются Царь-двери музыкального салона братьев Леонидовых (детская музыкальная школа №1) по бывшей Александровской (само здание возведено в 1890 году по проекту архитектора Михаила Иосифовича Бржезицкого). Вглядитесь внимательно в это деревянное чудо с резными бронзовыми накладками. Пожалуй, это даже не двери, это некие врата, ведущие в храм Музы. Согласитесь, они неповторимы. Я даже не уверен, что ещё остались мастера, которые в состоянии создать подобный шедевр. Такую искусную работу язык не поворачивается назвать ремеслом. А где, вообще, находится грань, отделяющая ремесло от творчества?
Напоследок, представлю вам забавное фото, имеющее косвенное отношение к нашей теме. Оно сделано мною месяц назад из окна автомобиля (простите за качество) в самом низу, по-моему, улицы Ленина на пересечении с Объёздной. Сия недвижимость, как видно, раньше строилась на два хозяина. Новые владельцы дома, судя по всему, с соседями не договорились и разрезали его посередине, будто кусок торта. Смотрите, что вышло…
Оставьте комментарий