Вчерашний день был удивительно счастливым. Я это почувствовал ещё утром, когда на подоконник уселась большая пёстрая птица. Она смотрела через стекло на меня и на моего персидского кота с таким видом, будто мы для неё были подопытными кроликами, помещёнными в кирпичную клетку, или, в лучшем случае, экспонатами зоологического музея.
Согласитесь, ощущение счастья в детстве нас навещало намного чаще. Вот просыпаешься утром и уже знаешь, что тебя поведут цирк. Да-да, в тот самый, который раскидывал свои залатанные брезентовые шатры в Ставрополе в районе КрайЗо. Или когда под Новый год во всех автобусах одновременно начинало пахнуть хвоей и мандаринами. А потом дома всегда появлялись подарки в хрустящих целлофановых мешочках.
Теперь всё стало прозаичнее, но всё равно можно научиться получать удовольствие от небольших, но приятных вещей. Например, от своего увлечения: коллекционирования старых открыток и книг. Даже вот эти послания из прошлого, на мой взгляд, вполне заслуживают внимания. Они почти все дореволюционные и куплены несколько дней назад. Начнём с И. К. Айвазовского, «Вид скалы среди моря».
Открытое письмо от 26 февраля 1909 года. Адресат: господин Майер. Несмотря, что оборотная сторона на немецком, мне уже прислали перевод. Огромное спасибо Ирине Амлински – из Берлина – и её детям, которые так легко разобрались с текстом. А он, хоть и не везде хорошо читается, но, примерно, таков: «Дорогая Маргарет! ……… Я очень обрадовался снова получить от Вас сообщение. Боб очень волнуется, что твою …………. ему не подписывают. Между прочим, я что-то … о Вас слышал. Вы приходили к Рафаело Методэ. Да или нет? Пожалуйста, передайте ему привет от меня». «Последняя строка, – пишет Ирина, – не читаема, но, как принято у немцев, это строка прощания». Я в немецком слаб и потому полностью полагаюсь на добровольных помощников.
Следующая открытка изображает картину И.И. Шишкина «В лесу». Оборотная сторона на английском. Адресат: Его Высокоблагородие г-н Ландсбергер. Текст совсем незамысловат и, по сути, являет собой вежливую благодарность за проявленное внимание. Переводить не вижу смысла. Это под силу любому школьнику.
А вот эта – особенно интересна. Я назвал её «Колёсный пароход». Фамилию художника разобрать не удалось. Буду признателен тем, кто подскажет. Я пытался отыскать её в сети, но так и не нашёл. Здесь видно, что письмо отправлено из Вологды 05.09.1907 г. Отправитель поздравляет с днём Ангела Елизавету Петровну Левитскую. Её муж, судя по всему, имел чин статского советника.
Ещё один голос минувшего – открытка с датой 20 мая 1916 года, отосланная из Саратова. Правда, те, у кого она хранилась после революции, решили не рисковать и вывели название города адресата и фамилию.
«Вышли, Лилёк, заказной бандеролью расписание (путеводитель) пож. за 1915 год; нового не выпускают. А старого негде не могу купить и найти, а он мне очень нужен. Жмёт Вас мороз. В Сибири воображаю, что у вас делается, когда в Казани выпал снег на 1\4 аршина и не тает».
Т. Агуари. Лигия. Камо грядеши. Здесь и оборот, и лицо одинаково интересны. Изображение повествует об одном из эпизодов романа Г.Сенкевича «Quo vadis». Вы видите момент, когда император Нерон приказал выпустить на арену огромного тура, к рогам, которого привязана Лигия. Но великан Урс побеждает зверя и сворачивает ему шею. Эта открытка датирована 14 января 1913 года. Письмо местное, московское. Писал его некий Валентин. Предназначалось оно Ея Высокоблагородию Марии Васильевне Никитиной. Текст гласит: «Поздравляю, дорогая Маня с днём рождения! Будь всегда счастливой и здоровой. Как жаль, что я не могу зайти и поздравить тебя сам. Я простудился, болит сильно горло, и не могу выйти из дому. Володе и Ле… очень кланяюсь. Валя».
Ещё одно открытое письмо – его я купил в Ставрополе – представляет старый Пятигорск. Оборот совершенно чист.
Интересна и Москва 50-х. Вид на Кремль с Москва-реки.
А эта открытка (фото) уже из моего архива. Она сделана мамой в 1958 году фотоаппаратом «Зоркий-3». Больше полувека назад моя будущая семья отправилась к месту службы моего папы – в бухту Тикси на речном теплоходе «Механик Кулибин». Его построили в Германии в 1955 году. На тот момент это было совсем новое судно. Вот, что писала о нём газета «Якутия» в 2010 году: «Красивый белый теплоход с оснасткой из благородного натурального дерева, богато убранными салонами и рестораном, пушистыми коврами и бархатными шторами сразу понравился любителям речных путешествий. Первоначально он работал на всесоюзном туристическом маршруте на линиях от Якутска до Усть-Кута, реках Витим и Алдан. Позже стал ходить до Тикси» (современное фото и материал взяты отсюда).
А такой он теперь. И до сих пор на ходу.
И напоследок, — Кисловодск. Проспект имени 50-летия Октября, 1971 год.
Оставьте комментарий