А я продолжаю делиться своими «собраниями древностей». Настал черёд вытащить из «сундука забвения» старую хромолитографию.
Раньше такого рода изображения печатались миллионными тиражами и висели, наряду с иконами, в каждой хате. К тому же, они и продавались в церковных лавках.
Хромолитографией называлось печатание красками с камней на литографских станках; каждая краска, даже каждый оттенок краски наносился при этом способе отдельно. Это был самый распространённый вариант массовой цветной печати.
Мне подарили эту картину год назад и уже тогда она, к сожалению, находилась в достаточно плачевном состоянии. Собственно, цена её на антикварном рынке невысокая, но для меня это не главное, поскольку, во-первых, это подарок, а во-вторых, есть у меня кой-какие задумки, связанные с завязкой детективного сюжета нового романа о расследованиях Клима Ардашева и этой цветной картиной.
А вообще-то, хромолитографии Фесенко Е.И. тогда печатались в Одессе на Ришельевской улице. Они, как видно, прежде подвергались цензуре. И этот пейзаж тоже рассматривался Петербургским Комитетом Духовной Цензуры.
Полностью описывать картину не буду, но несколько наиболее интересных моментов, всё же, поясню. Здесь изображён Храм Воскресения и Св. Гроба Господня (с прилегающими к нему обителями: греческими, латинскими, итальянскими, армянскими и др.). Рядом – колокольня Храма Св. Гроба Господня. Тут же – русская соборная церковь Св. Троицы и русские постройки: Консульство, Духовная семинария, Миссия и Императорское Палестинское общество с приютами.
Так что для тысяч православных паломников, совершавших вояжи в Иерусалим на пароходах Русского Общества Пароходства и Торговли многие достопримечательности были известны уже заранее (подробнее об этом читайте в романе «Кровь на палубе»).
имею аналогичную хромолитографию, только состояние ее близко к идеалу. возможно вам будет интересно…