Традиция украшать ёлку игрушками в России появилась не так уж и давно, но этим мы благодарны принцессе Шарлотте — императрице Александре Федоровне – жене Николая I.
В канун Рождества 1817 года столы в Зимнем дворце Петербурга украсили маленькими пучками еловых веток в память о сладкой для сердца принцессы родной Пруссии, где елочки с горящими свечками были традиционными. Торжество в царской семье дополнялось обычаем дарить на Рождество друг другу подарки, которые обычно вешали на елку или располагали у этой же елочки на столике. С тех пор в Зимний дворец стало принято пускать на Рождество не только придворных, а всех желающих разделить с царем святой праздник, правда, не более 4000 человек. Нововведение пришлось по душе ик концу XIX века Новый год с фейерверками и праздничными елками отмечали уже во многих российских городах. Вот тут то и появился спрос на ёлочные игрушки. К сожалению, в России их почти не делали, а завозили из Германии. Известны лишь две фабрики: одна в Петербурге, а другая – в Клину. Делали их большей частью из картона и покрывали серебряной фольгой, а иногда и с глубоким тиснением.
Традиция наряжать новогоднюю елку в России просуществовала недолго: Октябрьский переворот строго-настрого запретил религиозные обряды, в том числе и рождественскую елку как буржуазный пережиток. Прекратился завоз игрушек из Германии. Купить елку стало невозможно, а привезти из лесу — даже опасно! Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введен новый стиль ведения календаря с разницей между старым в 13 дней. Теперь между Рождеством и Новым годом пролегли будни. Это было самое мрачное время для детворы и родителей. Новый год стал обычным рабочим днем недели, спать ложились как обычно – завтра на смену. Но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется самое большое количество «домодельных» игрушек, т.е. сделанных своими руками.
Но в 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. И уже 28 декабря 1935 года заработал конвейер по производству нашей, национальной новогодней утвари.
Характерно для того времени, что в том же 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год».
Не удивительно, что новое поколение елочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции большой акцент делался на библейские сюжеты, причем такие игрушки предназначались в основном для Рождества, а в советское время (с 1935 г) на смену восковым ангелочкам, «Вифлеемским» звездам пришли красные пятиконечные «кремлевские» звезды и стеклянные пионеры.
Стеклодувы выдували шары через стеклянную трубочку, докрасна раскаленную на газовой горелке. Когда шар достигал искомого размера, один конец запаивали, шар охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, делали роспись и приделывали «шапочку» с петелькой. Также изготавливали различные фигурки из стекла. Появились украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой. Так монтировали игрушки геометрической формы — звезды, абстрактные конструкции, даже самолеты.
А помните «Чук и Гек» Аркадия Гайдара?
«На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные…. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо — прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было».
Ватные игрушки делали до середины пятидесятых. Многие из сохранившихся до сегодняшнего времени образцов были выпущены в Москве, где работали две фабрики, точнее артели — это «Художественная игрушка» и артель «Все для ребенка». Их изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Существовали специальные каркасы для человечков и животных. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость.
Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани, использовались и хромолитографические изображения (смотрите продолжение…).
Оставьте комментарий