В Сочи посетил дом-музей Валерии Барсовой, оперной певицы (лирико-колоратурное сопрано). Я слышал о ней и потому решил увидеть своими глазами знаменитую дачу (когда-то на земельном участке в 2000 кв. м.) на ул. Черноморской, почти у моря, с гаражом и домиком для сторожа.
Уже в наше время рядом с ней жена бывшего мэра Москвы воздвигла небоскрёб. Говорят, хотела дотянуть до 35-ти этажей, но тут Лужкова сместили, и стройка остановилась на 25-м. В итоге, дача любовницы Сталина оказалась в тени. Батуринская многоэтажка в прямом смысле закрыла солнце…Словом, я посмотрел, как жили те, кто не только душой, но и телом служил вождю. Дачу строили по льготным ценам и, фактически, за государственный счёт. В 1946 году начали и уже через год, несмотря на трудное послевоенное время и нехватку стройматериалов, закончили. По сути, это дворец с цветными витражами в восточном стиле. Там был даже концертный зал со сценой, комнаты для гостей и прислуги (несколько чёрных входов, чтобы горничная, садовник и кухарка не беспокоили хозяйку). Дача А.П. Чехова в Ялте смехотворно мала по сравнению с этой виллой. И всё это тогда, когда вся страна лежала в руинах! Позже, когда к власти пришёл Хрущёв, он наполовину срезал пенсии для такого рода почётных пенсионеров, поскольку уж слишком большая разница была между размером пенсий обычных тружеников и «необычных» (народных артистов, докторов наук и прочих). Барсовой, привыкшей жить на широкую ногу, пришлось продать второй этаж. В начале 60-х она сдавала в комиссионку города Сочи ювелирные подарки бывшего генсека, в частности, помнят, как на витрине красовался знаменитый перстень с огромным топазом, в окружении бриллиантов (личный подарок «скромного» Иосифа Виссарионовича). Но драгоценностей и картин известных мастеров оставалось ещё так много, что на склоне лет певица завещала родственникам (внебрачному сыну второго мужа) многочисленные дорогостоящие вещицы. В начале 90-х он скончался (писал бы я современные детективы, сочинил бы бы роман про это). К сожалению, сегодня, как мне объяснила экскурсовод, его дети наотрез отказываются поддерживать какую-либо связь с сотрудниками музея и пролить свет на некоторые интересные моменты жизни их отца и деда, а так же на судьбу ценностей. Вообще, второй супруг Барсовой был весьма своеобразный субъект — актёр театра, который в начале 20-х годов организовывал в Кисловодске дома отдыха для театральных деятелей из экспроприированной недвижимости. Позже, он окончил Плехановский институт, работал в торговле. Семья владела разными автомобилями. Была и «Победа», и «ГАЗ-21» (интересный момент: в сталинское время в Сочи насчитывалось всего 12 легковых автомобилей).
А во время войны на деньги Барсовой был построен танк Т-34, носивший её имя. Первый этаж своего дома она завещала городу. Мечтала, чтобы здесь была музыкальная школа…Как бы мы не относились к Барсовой, возглавлявшей разные общественные объединения при Сталине, но голос у неё был великолепный. Кстати, в начале своей карьеры она выступала вместе с Шаляпиным. Да вот, послушайте сами её изумительное пение.
Оставьте комментарий