Перед Пасхой ездил в сторону Михайловска (это город в нескольких километрах от Ставрополя) и обратил внимание на стелу. На ней было написано: «Здесь проходила линия обороны Михайловска в 1942 году».
Честно говоря, удивился, что кто-то пытался преградить путь немцам. Ведь известно, что Ворошиловск (Ставрополь) захватчики взяли без боя. В понедельник 3-го августа 1942 года партийная власть бросила город на произвол судьбы. Первый секретарь Орджоникидзевского (Ставропольского) крайкома КПСС М.А. Суслов успел набить «полуторку» своим скарбом и на ЗИС-101 сбежал вместе с женой, сыном Эдуардом и двумя охранниками, оставив на произвол судьбы не только жителей города, но и эвакуированное в Ворошиловск еврейское население, больных психиатрической больницы и цыган (всех потом фашисты убили в душегубках). Должной организации подпольного или партизанского движения Суслов не осуществил. Те, кого оставили вести подпольную работу не были снабжены ни оружием, ни связью. Войска срочно эвакуировались из города. Эшелоны уходили один за другим. Вновь мобилизованные бойцы, спасались, кто как мог (подробности и воспоминания очевидцев читайте в книге «Оккупация» Г.А. Беликова). Словом, 3-го августа 1942 года наш город охватила паника.
А вот эта горстка бойцов у села Михайловского решила дать фашистам бой. А ведь могли уйти и пожить ещё. Но нет. Решили, что офицерская и солдатская честь не позволяет им этого сделать, несмотря на то, что им противостояли моторизированные колоны наступавших, артиллерия, авиация, танки…. Несмотря на то, что все бежали, в том числе и власть. А дальше приведу цитату из воспоминаний Г.Н. Баева, очевидца того боя: «Завоеватели шли на горящий Ворошиловск. За селом фашисты наткнулись на засаду наших солдат. Мы слышали выстрелы противотанковых ружей, пулемётов, автоматные очереди. Бой продолжался недолго, силы были неравны. В том бою, помимо рядовых погибли и пятеро командиров нашей армии. Запомнилась лишь фамилия Кравченко. На выезде долго стоял памятник тем солдатам. Потом останки героев перенесли в общую могилу в центре села».
Говорят, такая же группа дралась с немцами на высоте возле Кожзавода и тоже все погибли. Кто они? Где похоронены? Может, на том же близлежащем кладбище? Занимается ли сейчас кто-то поиском их могил? Ведь у нас целые разрекламированные компании проходят к 9-му мая, создаются и тратятся сумасшедшие деньги на разные акции («Мы победили», «Знамя победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», финансируются порталы Победа26 и прочие; вчера был на Главпочтамте, сотрудники ходят с розочками из Георгиевской ленточки на лацканах пиджаков). Но ведётся ли поисковая работа, начатая на Ставрополье ещё в советское время? Собирают ли воспоминания ещё живых очевидцев? Отыскивают ли могилы павших героев? Узнают ли их имена? Называют ли ими улицы нашего города? Что-то я о таком не слышал. Если ошибаюсь – поправьте. Буду рад ошибиться.
Оставьте комментарий