В театральном сквере Ставрополя стоит памятник Герману Лопатину –  одному из переводчиков «Капитала» К.Маркса. Человек, и впрямь, «достойный» для памятника краевой столицы – особо опасный государственный преступник, просидевший в одиночной камере Шлиссельбургской крепости 18 лет  и чудом  сохранивший рассудок. Обычно в одиночке  сходят с ума, максимум, через пять лет.

Но не лишним будет заметить, что  сыну Германа Александровича Лопатина – Бруно Германовичу Лопатину-Берт –  не повезло. Не помогло и то, что до революции он был известным присяжным поверенным (начинал помощником адвоката ещё у знаменитого Н.П. Карабчевского) и выступал, главным образом, в политических процессах, защищая большевиков и эсеров. Уже при Сталине  работал юрисконсультом в торгпредстве СССР в Лондоне. В 1938 году его, 61-летнего старика, расстреляли по приговору тройки НКВД, как затаившегося эсера, врага народа.

И племянник Германа Лопатина –  Павел (1890 г.р.), лично знавший Ленина, и участвовавший в революционном движении с 1905 года, тоже плохо кончил. Все как-то забыли, что  Лопатин П.А., находясь в отряде Фомы Шпака, принимал участие в  подавлении офицерского восстания в Ставрополе 27.06.1918 г., а  позже стал депутатом горсовета и  являлся главным лесничим Ставрополья  почти десять лет. Несмотря на это, в 1932 году он был осужден по ст.109 УК РСФСР. И приговор гласил: «Павел Александрович Лопатин, 1890 года рождения, признан виновным в том, что, будучи председателем комитета содействия по выполнению плана заготовок продовольствия, умышленно скрыл обнаруженный у гражданина Манышева картофель, спрятанный последним. Признать Лопатина П.А. виновным по ст.109 УК РСФСР и приговорить к пяти годам лишения свободы». Правда, родственники написали жалобу, и приговор отменили, только вот на этапе вохровцы успели забить до смерти «видного партийного и советского деятеля» раньше, чем из Москвы  в Ставрополь пришла  отмена приговора.

Если честно, из всей этой семьи мне жалко лишь несчастных  родителей Г.А. Лопатина:  потомственного дворянина, действительного статского советника, председателя Ставропольской  казённой палаты Александра Никоновича Лопатина и Софью Ивановну Лопатину (урождённую Крылову). Разве могли они представить, что их сын, окончивший Ставропольскую мужскую гимназию с золотой медалью, повернёт в сторону зла и поведёт за собой всех остальных?