7 марта  начался  48-дневный Великий Пост, во время  которого, как известно, коровье молоко не употребляется в пищу. Некоторое время назад я задался простым, казалось бы, вопросом: а как же раньше, когда не было  ни холодильников, ни  разного рода    добавок  увеличивающих срок  хранения продуктов, крестьяне  перерабатывали сотни литров молока?

Как ни крути, а 48 дней – срок не малый! Вот я и обратился к своим родственникам, проживающим в селе, найти этому объяснение. И совсем недавно мне пришло письмо, в котором моя двоюродная сестра, бывшая учительница,   подробно описала  всю «кухню» переработки молока  в период многодневного  воздержания от скоромной пищи.  Эту  информацию она собирала буквально по крупицам, общаясь со старожилами   села Привольного, Красногвардейского района.

село Привольное

село Привольное

В те старые времена, когда край именовался губернией, а район –  уездом,  молоко разливали в большие (3-х литровые) глиняные кувшины. А для пущей сохранности  их ставили в деревянный ящик и держали в чулане. Через некоторое время, когда молоко прокисало,  образовывалось два продукта: сметана и простокваша.

Сметану сбивали особым образом (на нём останавливаться мы не будем) и  в результате получали два продукта: сливочное масло и сколотину, на  которой замешивали пресное тесто на «орешки» (пышки), а в зажиточных семьях её попросту скармливали свиньям. Затем сливочное масло перекладывали в макитру (глиняный горшок с широким горлом), солили и перетапливали. Способ был такой: утром, после того как был испечён первый  хлеб, горшочек  с маслом  упрятывали  в загнёток  – площадку перед устьем русской печи –  и со всех сторон обкладывали угольками, оставшимися после выпечки хлеба; примерно в 2 часа пополудни  посудину вынимали и сразу же накрывали полотенцем. Топлёное подсоленное масло перекладывали в  другой, больший по объёму  глиняный сосуд, и так, изо дня в день он наполнялся.

русская печь

русская печь

Хранилось такое солёное топлёное масло обычно в прохладном чулане или погребе  довольно долго, но если его сверху заливали ещё и  слоем бараньего или говяжьего жира, то оно вообще могло не портиться несколько лет. А солоноватые оттопки (юрагу), образующиеся на дне горшка во время томления в печи, сливали в кувшины, что бы подав к столу,  поливать ими варёную, исходящую ароматным паром, картошку.

Простоквашу выкладывали в небольшой холщовый мешочек и помещали в  горшок, в которой уже была налита  тёплая вода. Затем его ставили в печь и время от времени поглядывали –  не стала ли сыворотка брызгать. Если это происходило, то  макитру вынимали, мешочек вытаскивали и давали ему остыть. После этого его вешали, а под ним располагали  миску. Когда вся сыворотка стекала –  мешочек  клали под гнёт. Через определённое время образовался творог, который перекладывали в посудину. К нему добавляли сырые куриные яйца, перемешивали и снова помещали в печь. Как только продукт  зарумянивался и начинал лопаться, его вынимали и заливали растопленным сливочным маслом. Посолив, его опять возвращали в устье печи, но ненадолго. В итоге получался сыр, который долго не  портился.

Сливки (снитки, вершки) снятые с молока так же шли на приготовление сливочного масла, которое уже известным способом в постные дни перетапливалось в русской печи. Летом в крестьянских семьях крынку топлёного  масла обычно держали под рукой – в загнётке печи. А творог, полученный  из простокваши вышеописанным способом постепенно «натаптывали» в большой 7-литровый кувшин,  присаливая каждую порцию. Как только он наполнялся, горловину заливали свежим топлёным маслом и убирали в тёмное прохладное  место.

окраина губернского Ставрополя

окраина губернского Ставрополя

Так что  если у вас, не дай бог, вдруг сломается холодильник, вы сможете без труда  прибегнуть к  давним, испытанным способам хранения и переработки молочных продуктов. И ничего страшного, если вместо русской печи вам придётся воспользоваться современным духовым шкафом. Рецепт старый, но верный. Кто знает, а вдруг пригодится?

(статья в «Вечернем Ставрополе»).