Давным-давно я услышал одну занятную историю, повествующую о том, что своим появлением на русской земле кефир обязан несостоявшейся любви горского князя и некой двадцатилетней московской авантюристки Ирины Сахаровой – технолога «Молочно-гастрономической фирмы г-на Бландова». Якобы именно благодаря её находчивости, мы и пьём теперь вкусный и лечебный «кейф-ир», то есть «напиток удовольствия».
Принято считать, что ещё в 1908 году вышеозначенная девушка-эмансипе в сопровождении господина Васильева – управляющего кисловодскими сыроварнями всё того же московского богача Бландова – почти месяц путешествовала по аулам, пытаясь заполучить желтовато-серые горошины, величиной с лесной орех, сиречь кефирный грибок. «Ангелом-хранителем» экспедиции был горский князь Бек-Мырза Байчоров. Местные жители от души потчевали незваных гостей кисло-молочным продуктом, да вот только тайну «Магометовых зёрен» не открывали. Устав от безуспешных попыток обзавестись вожделенными бактериями, горе-разведчики собрались восвояси.
На том, наверное, бы, и закончилось их эпопея, если бы не любовь к Ирине «туземного» князя, решившего добиться взаимности весьма привычным для себя способом – похищением красавицы.
Нанятый фаэтон с возницей и двумя пассажирами уныло стучал железными колёсами по каменистой дороге, когда в ущелье неожиданно появилась партия «хищников». Их лица по обыкновению были скрыты за чёрными масками. Один из абреков вытащил девушку из коляски, перекинул «несчастную» через седло и скрылся в ущелье. Васильева горцы не тронули.
Вскоре жертва нападения оказалась в пустой сакле. А утром перед её пленительными очами с букетом роз появился молодой воздыхатель – всё тот же Байчоров. Правда, спустя всего сутки после происшествия, в его дверь уже стучали рукоятки жандармских «Смит энд Вессонов».
Дело о похищении Ирины Сахаровой слушалось в Кисловодском Суде. Местный служитель Фемиды делал всё возможное, что бы примирить стороны: мол, ситуация-то житейская – темпераментный князь влюбился и от избытка чувств совсем потерял голову. С кем не бывает? Сам же подсудимый властям не прекословил, в содеянном злоумышлении раскаивался и смиренно просил снисхождения. Исход дела зависел от Сахаровой. Предприимчивая суфражистка поразмыслила и оценила нанесённый ей моральный вред в десять фунтов того самого пресловутого «пшена Пророка». Вот так, якобы, и оказались четыре килограмма кефирного грибка в Москве. И вскоре больные Боткинской лечебницы уже с удовольствием потягивали новый непривычно кислый напиток.
Я, как и все, тоже верил этому сказанию. Но на днях, работая над новым романом, мне довелось натолкнуться на любопытное рекламное объявление, содержащееся в книге, изданной директором минеральных вод Владимиром Хвощинским ещё в 1901 году. В нём Кавказское Товарищество Торговли Аптекарскими Товарами с конторой в Тифлисе, располагавшее отделениями в Батуми, Кисловодске, Ереване и Баку, предлагало покупателям кефирный грибок в неограниченном количестве.
Стало быть, за семь лет до того, как отважная «кавказская пленница» отправилась в опасный вояж, заветные бактерии свободно продавались в аптеках по всему Кавказу! И выходит, не было никакого резона господину Бландову посылать талантливую выпускницу женской школы молочного хозяйства в опасную командировку. Особенно если учесть, что как раз перед описываемыми событиями рецепт сливочного масла, придуманного всё той же красавицей, удостоился золотой медали на Парижской выставке.
Так откуда же возникла сия небылица? А всё очень просто. Оказывается, ещё в семидесятые годы прошлого века этнограф из г. Карачаевска – Ибрагим Шаманов – соткал красивое и довольно-таки правдоподобное полотно о появлении божественного напитка в Центральной России. Очень уж, видимо, ему хотелось, что бы появлением кефира русские были обязаны именно великодушию его знатного земляка. В подтверждение своей теории он отыскал ещё здравствующую ветхозаветную старушку – Ирину Тихоновну Сахарову, которая-де и опознала лик Бек-Мырзы Байчорова по чудом сохранившейся фотографической карточке. И аккурат в канун 50-летия образования Карачаево-Черкесской автономной области – 12.01.1922г. – в газете «Трудовая слава» от 25 января 1972 года №3 (297) появилась соответствующая статья. Позднее, уже на 65-летие соседнего с нашим краем территориального образования – в 1987 году – истину до неузнаваемости исказила немецкая писательница Гизелла Реллер. Остальные же издания, в том числе и местные, не задумываясь, стали пересказывать обе статьи, ещё более отдаляясь от реальностей начала XX века.
Никто не спорит – весьма возможно всё так и было: и похищение, и суд, и необходимость (а отнюдь не добрая воля) компенсации Байчоровым морального вреда в виде десяти фунтов кефирной палочки. Да вот только к тому времени эту «диковинку» можно было купить в любой аптеке. Кстати, как следует из литературы, простой обыватель, прибывший на Воды в ту пору большой разницы между айраном, кумысом и кефиром не видел и часто путал названия этих близких продуктов. Так что легенда красивая и почти правдоподобная. Почти…
«Да вот только к тому времени эту «диковинку» можно было купить в любой аптеке»
Уважаемый Иван Любенко!
Вы производите впечатление умного и талантливого человека, являясь хорошим писателем. Оттого весьма странно, что вы стали автором данной статьи. Давайте разберемся с вопросом, был ли д.и.н Шаманов (ему кстати, за 70) первым, кто написал, что карачаевцы являются изобретателями кефира, теми от кого его производство пошло по миру?
«Нельзя забывать, что в Карачае издревле вырабатывается замечательная «лактобацил-линовая» простокваша «айран», нельзя забывать, что родиной кефира, кефирного молока считается Карачай. Только здесь можно купить в засушенном виде похожие на крупную дробь кефирные грибки («тыпы», по-карачаевски). Германские учёные также считают Карачай родиной этого грибка…»
А. Тарасов, жур.»Северо-Кавказский край», Ростов-на-Дону, 1925, №99
«Родиной кефирного грибка является подножие Эльбруса. Отсюда он начал с 1867 года бродить по свету, постепенно теряя свою силу. Просьбы выслать грибков кавказского кефира поступают в Ростов даже из Америки. Карачаевский кефир в будущем приобретёт всемирную известность — при условии создания в каком-нибудь ауле, например, Хурзуке завода кефирных грибков.»
А.Вазягин, Газега «Советский юг», 1924 г., №244
Кефир распространен по всему земному шару, однако, немногим известно, что прародиной его считаются окрестности Эльбруса»
Дьячков-Тарасов, Биллютень Северо-Кавказского Горского НИИ, 1927 г.
То есть получается вы весьма «грешили» обвиняя заслуженного деятеля наук РФ и КЧР в национализме, предвзятости… Полагаю, этих авторов, русских по национальности, вы в прокарачаевской направленности не обвините?
Далее, предлагаю вам ознакомится со статьей из дореволюционной энциклопедии — «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона», где говорится о кефире. Это важно, т.к. вся ваша аргументация по данному вопросу повязана на объявлении 1901 г., и так мы получим ответ, а что было ранее?
Для этого советую вам ознакомится с материалами Антропологической выставки 1879 г., в которой в описи предметов этнографической части говорится о о том как впервые в Москве (читай в большей части России) увидели кефирные грибки…
Искренни надеюсь, что вы будете иметь в себе мужество в таком же виде извинится не только перед Шамановым но и карачаевским народом в общем
Уважаемый, неизвестный автор. Вы, к сожалению невнимательно читали мою статью. И потому, наверное не заметили, что приведённые Вами доводы отнюдь не противоречат тем фактам, которые я упомянул. Я и не сомневаюсь, что Карачай — Родина кефирного грибка. Да вот только та самая история, рассказанная д.и.н. Шамановым не соответствует действительности, т.к. это — явление грибка русскому народу- произошло не в 1908 году, а намного раньше и Байчоров здесь совсем ни причём. Вы же сами это подтверждаете: » Для этого советую вам ознакомится с материалами Антропологической выставки 1879 г., в которой в описи предметов этнографической части говорится о о том как впервые в Москве (читай в большей части России) увидели кефирные грибки». А причём здесь национализм? Я бы посоветовал Вам не переводить обычную научную историческую дискуссию в разряд межнациональных конфликтов. А то ведь здесь и до национального экстремизма недалеко. И потом, всё-таки надо учиться спокойней реагировать на мнение отличное от Вашего. А за «умного и талантливого человека и …хорошего писателя» отдельное Вам спасибо. Благодарю так же Вас, что посетили мой сайт. Ваше замечание — как иную версию, отличную от моей- я вывешу в комментариях. Так, на мой взгляд, будет справедливо.Желаю успехов и надеюсь на взаимопонимание.