Под таким интригующим названием в минувшую субботу на канале ТВ-Центр стартовал детективный сериал, снятый по трем романам — «Маскарад со смертью», «Тайна персидского обоза» и «Убийство на Водах» нашего земляка — практикующего адвоката, историка и писателя Ивана Любенко.

Начало

Необычный жанр исторического детектива, детально, художественно и занимательно рассказывающий об истории Ставрополя, жизни и быте ставропольцев в начале XX века, возник в творчестве Ивана Любенко отнюдь не на пустом месте. Окончив в свое время Ставропольский госуниверситет, он после службы в армии работал учителем истории и английского языка в школе № 12. Потом — учеба в Московской государственной юридической академии, работа юристом, а затем адвокатом. Иван Иванович — член Международной коллегии адвокатов (Санкт-Петербург). В 2017 году награжден орденом «За верность адвокатскому долгу». Насыщенная событиями жизнь, встречи с интересными людьми, увлечение историей родного города привели к тому, что захотелось рассказать о себе и своих друзьях. В 2007 году Любенко написал три рассказа, принес их в нашу газету и стал печататься под псевдонимом «Иван Побединцев».

А в октябре 2008 года Ставропольский издательский дом «Читальный город» под руководством Владимира Бочкова выпустил первую книгу Ивана Любенко — сборник экспресс-рассказов «Меня убили в прошлую пятницу…», который автор посвятил памяти своего отца — человека доброй и светлой души. В него вошли десять детективов, мемуары и ироническая проза. Эти первые исторические детективы Иван Иванович написал, можно сказать, на спор, доказав кое-кому из известных ставропольских литераторов, что детектив как жанр вполне свойственен русскому языку. Тогда-то на выставке-презентации «Афиша. Ставрополь. Детектив» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, когда в роли главного героя рассказов, а в дальнейшем романов Любенко — присяжного поверенного Клима Ардашева выступил заслуженный артист РФ Александр Ростов, мы и познакомились. «Сначала, — говорит об этом времени Иван Иванович, — я старался быть похожим на Илью Дмитриевича Сургучева (его повесть «Губернатор») и на Антона Павловича Чехова. А потом уже выработался свой стиль».

За эти годы членом Союза писателей России было написано 11 романов и два сборника рассказов. В марте 2015 года его труд был отмечен премией губернатора края в области литературы имени ставропольского писателя Андрея Губина. Первые два исторических детектива были изданы московским издательством «Вече», а последующие напечатало и ежегодно переиздает четыре-пять из них известное столичное издательство «Эксмо». И скорее всего, именно в «Эксмо» придумали название жанра, в котором пишет Иван Любенко — ретродетектив. А недавно судьбой Клима Ардашева заинтересовались и кинематографисты. Как рассказал Иван Иванович, к нему обратился популярный продюсер, актер и режиссер Виталий Бордачев. Любенко полетел в Москву и заключил договор с кинокомпанией «Бумеранг», которой он продал авторские права на три романа. Это «Маскарад со смертью», «Тайна персидского обоза» и «Убийство на Водах». Экранизация каждой книги представляет собой четырехсерийный фильм.

«Лучшее в жанре»

Первый роман Ивана Любенко «Маскарад со смертью», где главным героем опять-таки является присяжный поверенный ставропольского окружного суда Клим Ардашев, был выпущен московским издательством «Вече» в 2010 году. Об этом детективном романе, персонажи которого, как говорит сам автор, погружены в исторически достоверную атмосферу Ставрополя начала XX века, «Ведомости» написали тогда же, в 2010 году. А вот как отозвался о книге в Интернете известный российский драматург и критик Игорь Чирков: «Иван Любенко написал образцово-показательный детектив. Всем остальным отечественным «мастерам детектива» срочно пойти учиться у Любенко! Я вполне серьезно! Автор отлично знает криминалистику, благодаря чему не только увлекательно пишет, но и мастерски прописывает криминалистические детали расследования преступлений. Кроме того, автор хорошо знает историю своего города, в котором разворачиваются события его книг, — Ставрополя, поэтому очень аутентично воспроизводит детали жизни того времени, старинные названия улиц, благодаря чему возникает реальная атмосфера тех лет. Рекомендую настоятельно! Это лучшее, что есть в этом жанре сейчас!»

Итак, 1907 год. Ставропольская губерния. В поезде, следующем из Москвы в Ставрополь, убиты директор громадного ювелирного магазина на Кузнецком Мосту (московского отделения торгового дома «Бушерон» в Париже) господин Жорж Делавинь и его 20-летний сын Людовик. Саквояж, в котором они везли кому-то на продажу драгоценные камни на крупную сумму, разумеется, похищен. Это злодеяние явно выбивается из ряда обычных железнодорожных краж и пьяной вагонной поножовщины. В самом городе тоже происходят загадочные события. К присяжному поверенному Ардашеву приходит ростовщик, ювелир и аптечный магнат Соломон Жих и просит в случае своей смерти позаботиться о его молодой жене. На следующий день на знаменитом бульваре Николаевского проспекта Жиха находят задушенным. Прямо на чугунной лавочке среди бела дня. А тут еще несколько дерзких нападений на почтовые экипажи. Губернатор Петр Францевич Рейнбот вынужден создать комиссию по этим преступлениям.

«Слухи в провинции разбегаются быстрее мышей, особенно если их подтолкнуть…». Как продолжение закрученной интриги — убийство заезжего артиста, попытка ограбления вдовы Жиха — Клары. Звенья одной цепи? Ведь если бы не вмешательство отставного коллежского советника и бывшего начальника Азиатского департамента Министерства иностранных дел России Клима Пантелеевича Ардашева, неизвестно, чем бы дело закончилось. События нескольких дней переплелись в такой тугой и таинственный клубок, что поставили в тупик ставропольское полицейское начальство.

Быстро разворачивающееся действие Любенко показывает на фоне повседневной жизни провинциального Ставрополя начала прошлого столетия. Живописных картин самого города, его своеобразной архитектуры и природы. И все это настолько ярко и органично, что у читателя, а теперь уже и у зрителя создается полное впечатление, что автор жил в ту эпоху и лично знаком с главными героями романа. Смертельная карусель останавливается, как это часто бывает в детективах, совершенно неожиданно. А уж кто был главным злодеем, до самого финала догадаться было абсолютно невозможно.

Съемки

Описанные в трех романах, используемых в сериале «Адвокат Ардашевъ», улицы, бульвары, площади, старинные особняки краевого центра и Кавминвод существуют в реальности. Но первый фильм киношники снимали в основном в Подмосковье, в поселке Горки Ленинские, где был создан целый губернский городок «Ставрополь» с его историческими улочками и зданиями. Дело в том, что именно в Горках Ленинских осталось много нетронутой временем натуры. Там нет и современных троллейбусных линий, мешающих показу Ставрополя вековой давности. А вот съемки третьего фильма «Убийство на Водах» проходили в Пятигорске, Кисловодске и Ессентуках. Съемочная группа кинокомпании «Бумеранг», которой руководят продюсер Виталий Бордачев и режиссер Алексей Колмогоров, состояла из 30 человек. По словам Ивана Любенко, москвичи пришли в восторг от природы и дореволюционной архитектуры городов-курортов Кавминвод. Каждый день работали по 12 часов. Участвовали в творческом процессе также актеры Пятигорского театра оперетты, местные жители, казаки, даже отдыхающие из санаториев. Появятся на экране и такие достопримечательности, как Цандеровский институт механотерапии в Ессентуках, Дача Шаляпина в Кисловодске, Дом-музей Лермонтова в Пятигорске…

Интересная ситуация сложилась с актерами. На роль главного героя Клима Ардашева претендовало 10 человек, но выбор пал на того, кого предпочел сам автор романа — на Антона Хабарова. Остальные роли исполняют известные и узнаваемые актеры московских театров. Кстати, в создании сериала задействован один из лучших специалистов по историческому костюму — Светлана Петропавловская. Наряды каждого действующего лица фильма она описывает на 20 с лишним страниц, сопровождая рисунком в цвете. Это очень важно для экранизации исторического романа. По традиции, перед самым началом работы съемочная группа разбила на кинематографической площадке тарелку, и на одном из осколков было четко написано «Любенко» — от первой буквы до последней. Значит, картину ждет успех. Увидят в кадре зрители и самого автора, который снялся в трех эпизодах в роли делопроизводителя. Роль, правда, без слов, но как поделился Иван Любенко, он явно прочувствовал, насколько нелегок труд актера. Писать романы ему намного легче. Об этом мы и поговорили подробнее с Иваном Ивановичем.

Днем — адвокат, ночью — писатель

— Детективы любят все — от мала до велика. Но это читать. А Вы стали их писать, причем в достаточно сложном жанре, каким является исторический детектив. С чем это связано?

— Так получается, что через детектив я открываю страницы истории нашего любимого города и края своим современникам. Тем более что большой отпечаток на мою жизнь и на восприятие окружающего мира наложило историческое образование. А желание узнать что-то интересное о своих предках, о тех людях, кто жил в Ставрополе лет сто назад, было у меня еще в студенческие времена. Всегда, проходя мимо старых купеческих особняков, обращал внимание на внешний вид этих зданий — на старинные окна, ставни, двери, резные крылечки. Потому и стараюсь описывать реальных людей, живших в нашем губернском городе в начале прошлого века, а также природу и атмосферу, в которой они обитали.

— Можно ли сказать, что образ Вашего Клима Ардашева списан с какого-то одного человека, или же у него есть черты Вашего характера?

— В образе главного героя всех моих романов есть черты и моего старшего брата, и старого товарища, и еще одного интересного человека, к сожалению, уже ушедшего. Конечно, что-то есть и от меня, но в целом Ардашев показан таким, каким я мечтал быть, но не стал. С другой стороны, имеется в виду, что до того, как Клим Пантелеевич приехал в Ставрополь и стал присяжным поверенным, по-нашему — адвокатом и, к слову, не проиграл ни одного дела, он выполнял секретные поручения МИДа за рубежом, то есть фактически был шпионом. А вообще, я считаю, у людей такого склада два пути в жизни: либо в герои, либо в злодеи.

— Тринадцать книг за 12 лет — это мощно. А как же ваша адвокатская деятельность, на нее время остается?

— А как же. Днем работаю адвокатом, а пишу книги ночами.

— Все ясно. Ваш второй ретродетектив «Следъ» (со старорусского означает тень умершего человека, которая преследует живых) посвящен дочери Валерии. Чем она сейчас занимается?

— Моя дочь — индивидуальный предприниматель, сама создает натуральную косметику. У нее уже две дочери, мои внучки. Старшей Ангелине почти шесть лет, она давно умеет читать и делает это с удовольствием. Так, книгу про приключения барона Мюнхгаузена она «проглотила» за два дня. А младшей внучке Софии три года.

— Свою 13-ю книгу Вы назвали «Приговор» и, похоже, несколько отошли от лихо закрученного детектива…

— Несколько раз я начинал ее писать, а потом бросал. Все потому, что затронул очень сложную и трагическую тему. Тщательно изучая архивные материалы, в которых описаны зверства большевиков в Ставрополе, никак не мог понять, как могли ставропольцы убивать своих земляков. После завершения работы над книгой появилась идея поставить в краевом центре памятник восставшим офицерам. Деньги собирали всем миром, и в Ставрополе недавно появился этот монумент. Восстание тогда — 7 июня 1918 года — подняли полковник русской императорской армии Павел Федорович Ртищев и его брат Петр Федорович. Но это движение, возникшее как реакция на массовые расстрелы большевиками местного населения, офицеров, генералов, оказалось спонтанным и преждевременным. Силы были неравны и почти все восставшие были уничтожены. А братья Ртищевы взяты в плен. Перед казнью на Ярмарочной площади Павел Ртищев сказал: «Я верю, что настанет время, когда нам поставят памятники и о нас напишут книги». Памятник в краевом центре уже есть, книга написана, и теперь я мечтаю снять документальный фильм об этих страшных событиях.

— Успеха Вам, Иван Иванович, в этом святом деле. А что вы хотите пожелать читателям «Ставропольских ведомостей»?

— Хочу, чтобы они получали удовольствие и от моих книг, и теперь от телесериала «Адвокат Ардашевъ» на канале ТВ-Центр.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Ссылка: здесь.