Несмотря на, казалось бы, тесное пространство и далеко не скрытое от зрительского глаза закулисье, творческие, уникальные и преуспевающие в актёрской деятельности молодые артисты показали зрителям, как быстро и ловко в 20 веке следователи раскрывали убийства.

Год и город, где разворачиваются события: 1913, Ставрополь.

Место действия: синематограф «Модерн» братьев Меснянкиных (современный «Пассаж») и ресторан «Гном», находившийся в подвальном помещении.

Главный герой пьесы: Клим Ардашев — опытный сыщик. О его приключениях ставропольский писатель Иван Любенко написал 12 книг. А пьесу создал специально для Галереи «Паршин».

Цель: раскрыть тайное убийство настройщика пианино, который умирает во время одного из киносеансов.

Преимущество постановки пьесы: камерность — непосредственное взаимодействие со зрителем, необычный жанр для театра.

Недочёты: небольшая площадка, относительно быстрое разоблачение.

Подбор актёров: все артисты из разных коллективов. Основных персонажей произведения -7, все они 40-летние. Таких режиссёру найти не удалось, поэтому он решил задействовать молодых людей в возрасте от  25 лет, «чтобы сгладить эту возрастную историю», — пояснил постановщик Владимир Петренко. Только один герой, которого сыграл сам режиссёр, отличался по возрасту, был значительно старше своих коллег по площадке.

— Я эту роль старался никому не доверить, потому что ребята все из любительских театров и им сложно работать со словом. Поэтому роль негодяя я взял на себя, такого персонажа играть всегда приятно, — улыбаясь, говорит режиссёр.

С большим интересом за постановку взялся актёр ставропольского академического театра Драмы им. М.Ю. Лермонтова, режиссёр театральной студии при галерее «Паршин» Владимир Петренко.

— Это очень сложный жанр – детектив, поэтому его мало кто ставит. Ведь за детективом надо следить. Я взялся за эту постановку, потому что мне стало интересно. Например, у главного героя достаточно крупные монологи в этом небольшом произведении и слушать их достаточно сложно. Ты должен сидеть и понимать, куда он ведёт. Поэтому нужно было сделать так, чтобы зритель, и следил внимательно за действом, и одновременно отдыхал, — считает Владимир Петренко. — Я прочёл 9 из 12 его книг и это одна из составляющих (прим. авт. знакомство с рассказами автора), потому что я понимал или представлял для себя, какие они там: Ардашев, Полиничко и другие. Это основные герои, которые переходят из книги в книгу. Самое главное, наверное, для режиссёра придумать какую-то форму для материала. Здесь я придумал форму жизни Ставрополя или любого губернского города ещё тогда, 100 с лишним лет назад. Ведь и театр, и синематограф были совсем другими. Поэтому мы и насыщали спектакль определёнными дивертисментами, — рассказывает режиссёр.

Общий тираж 12 детективных книг Ивана Любенко давно вышел за 100 тысяч экземпляров. Рассказ «Мёртвое пианино» написан для сборника «Мастера исторического детектива в России» по просьбе издательства «ЭКСМО».

— Отправив рассказ вечером в издательство, я понял, что это пьеса и к утру я закончил её писать. Затем показал готовую пьесу Владимиру Алексеевичу Петренко, он её доработал и добавил дополнительные сцены, которых нет в рассказе, но я отнёсся к этому одобрительно. Это редкость, когда автор и режиссёр одинаково видят, — говорит писатель.

Премьера состоялась ещё 20 апреля 2017. Зал был рассчитан на 50 мест, но собралось порядка 80 человек. Однако и на следующих показах зрителям приходилось искать себе место. Вероятно, это знак того, что постановка удалась.

В спектакле натурально используются старые кинофильмы, знакомые названия и места краевого центра, атрибуты начала 20 века, такие как: кизлярский коньяк, винтажные платья, фляжки, карты, артисты исполняют романсы. Всё это создаёт атмосферу царской России, того самого губернского города Ставрополя.

Первым в спектакле на публике появляется ведущий всего действа – антрепренёр, как назвал своего героя сам актёр, хозяин кинотеатра, который ждёт очень важного гостя. Роль одного из самых эксцентричных персонажей исполнил Денис Литвинов. По образованию он юрист и театральная деятельность для него ничто иное как хобби. Около 10 лет назад Денис попал в ставропольский театр-студию «Глобус». Увлёкшись профессией актёра, Литвинова стали задействовать как в массовых, так и в камерных театральных постановках. Но лично актёру больше близок формат камерного театра, а играть он предпочитает отрицательных персонажей. Роли романтиков актёру-любителю не по нраву.

— Мой актёр благородный ведущий, у которого есть такой некий элемент истерики, потому что он жутко боится крови, смертей, он нервничает от того, что всё это происходит в его кинотеатре, на глазах у видных людей того времени. Однако он спокойный, простой, как Миронов, и в тоже время довольно труслив. Он постоянно пытается смухлевать во время игры в карты, пытается как-то подмазаться. Мелкий человечек, но при этом довольно харизматичный, обаятельный, — говорит о своём герое актёр.

И не менее обаятельным и харизматичным был иной персонаж, по имени Харитон. Тоже, к слову сказать, герой новый. Подобно Миронову, он динамично, под музыку, двигался по сцене, подобно фокуснику – развлекал публику своими театрализованными номерами и, что самое важное, для него самого нет ничего невозможного и действует он по принципу: «Любой каприз за Ваши деньги». На всё у него есть своё слово, он любимец публики и знатный романтик.

А вот актёр Александр Полянкин тоже родом не из театральной среды, он – юрист. Однако роль Поляничко — начальника сыскного отделения, Александр исполнил со всей артистичностью. Три года он занимался вместе с Денисом в одной театральной студии Ставрополя. Актёр признался, что и в дальнейшем с удовольствием будет принимать предложения – участвовать в театральных постановках.

— Когда я играю, я отдыхаю, такая своеобразная медитация после рабочего дня, — поделился Александр.

Нельзя не сказать и про героев прекрасного пола. Например, Анну Ивершинь, сыгравшую чудесную Домну, режиссёр Владимир знал давно. Она была его студенткой и сейчас они вместе работают в литературном центре и занимаются литературными спектаклями. Режиссёр решил её попробовать на роль Домны, потому что актриса очень красиво поёт. Тогда он и понял, что у этой героини должно что-то быть, чего нет в рассказе Ивана Любенко, какая-то изюминка. И этой изюминкой стало исполнение романсов.

Аня Ивершинь закончила краевой колледж искусств, вокальное отделение и для неё участие в этом спектакле было чем-то новым и необычным.

— Исполнение драматической роли — для меня первый опыт. И, честно говоря, из-за этого я себя чувствовала немного не в своей тарелке, поскольку все ребята собранные, они профессиональные театралы, кто-то любители, но у них у всех уже есть опыт выхода на сцену, они играли в разных спектаклях различные роли, перевоплощались. А для меня это было что-то новое, — рассказывает о своём опыте Анна.

Основная её деятельность — вокальные выступления, но в этот раз Анне посчастливилось совместимость музыку с актёрской игрой.

— Я от части понимаю свою героиню, а от части — не до конца. Домна совершенно не такая, как я, это абсолютно другой характер: она немного ветреная, сумасбродная, очень халеричная, не разумная. Но во всё это окунуться — интересно, причём вот такое переплетение с музыкой, да и романсы мы подбирали так, чтобы это выглядело контрастно, — делится актриса Анна Ивершинь.

Пообщавшись с некоторыми актёрами, я поняла, что для каждого роль в этом спектакле была новым опытом. Показать детектив на сцене, да ещё и буквально на глазах у зрительской публики, дело ответственное и не лёгкое. Поэтому, полагаю, поддержка и искренние отзывы подтолкнули каждого артиста к самосовершенствованию и смелым шагам в театральной действительности.

А что думают по поводу спектакля и исполнителей ролей зрители?

МНЕНИЕ ЗРИТЕЛЕЙ

Ксения — представитель народно-театральной студии «Мы»

— Мои ребята играли в этом спектакле, и я очень довольна игрой актёров, мне безумно понравилось, я в восторге. Я очень рада, что наша студия принимает участие.

Дарья — зритель

— Я была полна ожиданий, ведь и цены на спектакль серьёзные, видимо постановщик и актёры были уверены в том, что они покажут что-то достойное. Но мне показалось мало, я бы смотрела ещё и ещё. Мне очень понравилось и важно, что такое событие делает Ставрополь уже городом не просто захолустным, как мы привыкли его воспринимать, а городом активных людей. В первую очередь, всё запускает внутренняя активность в творческих людях, которые вместе собираются и что-то делают преимущественно ради идеи, а не потому что поступил заказ. Я очень была рада увидеть, как несколько потрясающих, талантливых, поющих, говорящих, здорово играющих людей встретились и сделали это именно для Ставропольского зрителя. Хоть мы и не считаемся культурной столицей, но благодаря таким постановкам, мы значительно поднимаем наш уровень культуры.

Владимир- зритель

— Детективный жанр действительно необычен для театральной постановки. На мой взгляд, спектакль можно разделит на две части, где первая затянулась за счёт музыкального сопровождения и шоу-представлений, а вторая, наоборот, развернулась очень быстро. Какой-то сумбур наблюдался в ходе всего действа. На удивление быстро разоблачили убийству, не хватило интриги, мне кажется. И для камерного театра, актёров было довольно много, возможно, неудачно выбрана площадка – тесновато. В целом, задумка не плохая, оригинальная для театрального жанра, но всё-таки не хватало более продолжительной развязки.

Спектакль поставили в общей сложности за два месяца, а впечатления зрители получили всего за час. Мнения не ординарные, но по большей части постановку оценили положительно. Соглашусь с тем, что не хватало интриги, рассуждений сыщиков, подозрений. Вероятно, дополнив спектакль подобными эпизодами, жанр детектива сыграл бы на отлично, пока что оценка, сугубо субъективная, – хорошо с плюсом.

Взято отсюда

Валерия Криволапова