На днях я оказался в районе Комсомольской (Соборной) горки.
Впервые увидел панно с фотокарточками участников ВОВ. Хорошее дело придумали. Это настоящая память о тех, кто добыл нам победу. Заметил, что люди продолжают нести фото и наклеивать рядом. Значит, идея нашла отклик в сердцах горожан.
Уже за собором зашёл в здание пожарной охраны. Хотел посмотреть музей пожарного дела. Но, оказывается, это почти невозможно. Дневальный сунул мне бумажку с телефонным номером какого-то ответственного человека, которому мне надлежало позвонить и согласовать время посещения. Надо же! Какая глупость! Даже из музея пожарной охраны делают режимный объект. Естественно, звонить я не стал. Успел только сфотографировать изображение старого, описанного мною во многих романах здания полицейского управления и пожарного двора. Простите, что в кадр попал мой силуэт. Так что Ставропольское полицейское управление и пожарное депо с 1908 года были именно такими.
Кстати, весь комплекс домов перестраивался дважды: в 1860-х годах, и в 1908 году. Выдержка из романа «Маскарад со смертью» (в данном случае описывается старая постройка 1907 года).
«Двухэтажное здание полиции, с покосившейся набекрень крышей, напоминало старый ядовитый гриб, вросший в землю по самую шляпку. Поблизости от него, в каких-нибудь пятидесяти саженях, свечкой вздымалась в небо колокольня Казанского кафедрального собора, сверкающего на солнце золочёнными, самоварными куполами. Казалось, что лучезарная священная благодать, исходящая от Божьего храма, разрушала изъеденное тюремными клопами и пропитанное проклятиями, карательное учреждение. Из его окон, как горько шутили горожане, был виден Сахалин.
Верхний этаж занимала канцелярия с письмоводителями и недавно поступившими печатными машинками «Унион», сыскной стол с картотекой и антропометрическим бюро по системе измерений Альфонса Бертильона. Само сыскное ведомство было учреждено несколько месяцев тому назад и по финансированию относилось к третьему разряду. Почти посередине длинного коридора располагался кабинет полицмейстера, напротив – начальника сыскного отделения, его помощника, комната для допросов и дежурная часть. Громоздкий тяжёлый деревянный шкаф делил пространство дежурки на две неравные части. Меньшая, с покосившимся на одну ножку столом, топчаном и парой расшатанных табуретов предназначалась для полицейского фотографа и недавно выделенной штатной единицы – судебного медика, большая – непосредственно для дежурного полицейского. Следственная камера отличалась теснотой и часто была занята судебными следователями разных участков.
На первом этаже – казарма для городовых, столовая, мелочная лавка и буфет, в котором дозволительно было выпить не более двух рюмок в день. У самого входа – четыре камеры для арестантов.
Городское полицейское управление являлось универсальным командным пунктом. Здесь собирались дворники со всех приписанных домов для получения инструкций и оглашения приказов полицмейстера или распоряжений Городского головы. Сюда приходили для отчетов околоточные надзиратели и размещались участковые приставы, а так же почти на казарменном положении находилось подразделение из пятнадцати городовых. Весь штат управления состоял из тридцати пяти человек, включая филеров».
Оставьте комментарий