Здесь можно прочитать статью о сериале «Адвокатъ Ардашевъ». Или прочитать её здесь.

Ардашев уезжает из Ставрополя, но возвращается в Ессентуки

Судьбой героя детектива Ивана Любенко заинтересовались кинематографисты: Клим Ардашев появится на экранах

Судьбой этого литературного персонажа заинтересовались кинематографисты.

Если кто не знает, Клим Ардашев – это присяжный поверенный, который живет в губернском Ставрополе начала XX века. И живет весьма неспокойно. Одно приключение у него сменяется другим. Присяжный поверенный – это адвокат, говоря современным языком. А жизнь Клима Ардашева придумал и описал, уже без всякого преувеличения можно сказать, известный ставропольский писатель Иван Любенко. И по профессии – тоже известный ставропольский адвокат.

Литературная жизнь ставропольского поверенного началась в 2007 году. Тогда появился первый рассказ о нем. Сейчас Клим Ардашев хорошо известен и за пределами Ставрополья. О нем написано 13 романов и сборников рассказов. А издательство «Эксмо», которое напечатало все книги о Климе Ардашеве, ежегодно переиздает четыре-пять из них. По-моему, это именно оно придумало название жанра, в котором пишет Иван Любенко, – ретродетектив.

А недавно судьбой Клима Ардашева заинтересовались и кинематографисты: хоть и не в Голливуде, но на канале ТВ Центр покажут.

Штрихи к портрету: Иван Любенко

Иван Любенко родился в 1963 году в Ставрополе. Получил два образования. Сначала он изучал историю и английский в Ставропольском государственном педагогическом институте. После окончания вуза полтора года служил в армии, лейтенант запаса. Вернулся в Ставрополь, работал по специальности – преподавателем истории, обществоведения и английского языка. И снова учился – на заочном отделении Московской государственной юридической академии. Еще не получив диплом юриста, стал работать по новой специальности – с 1993 года. С 1996 года – адвокат Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург». В 2017 году награжден орденом «За верность адвокатскому долгу».

Известен Иван Любенко и как литератор. Он член Союза писателей РФ. В марте 2015 года был отмечен премией губернатора Ставропольского края в области литературы имени ставропольского писателя Андрея Губина. И. Любенко – также автор пьес, которые с успехом идут на театральной сцене.

СЛАВА НАШЛА ГЕРОЯ

– И как слава нашла вас, Иван Иванович?

– Не прошло и 12 лет с тех пор, как я начал писать, и известная кинокомпания «Бумеранг» заинтересовалась моими книгами о Климе Ардашеве. Инициатором стал популярный продюсер, сценарист, актер и режиссер Виталий Алексеевич Бордачёв. Он обратился ко мне, я летал в Москву, и там мы заключили договор. Я продал этой кинокомпании авторские права пока на три романа. Это «Маскарад со смертью», «Тайна персидского обоза» и «Убийство на Водах». Планируется, что уже в ноябре нынешнего года на канале ТВ Центр выйдет первый сериал – «Маскарад со смертью». Показывать его будут по выходным в прайм-тайм. В декабре – премьера «Тайны персидского обоза». А уже в 2020 году планируется показ фильма по роману «Убийство на Водах». Экранизация каждой книги – это четырехсерийный фильм. Если все пойдет хорошо, планируется снять 50 серий. Это, как думается, будет несколько сезонов.

Штрихи к портрету: Виталий Бордачёв

Виталий Бордачёв родился в 1968 году. После окончания Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина получил специальность «актер театра и кино». Позже после учебы в режиссерской мастерской Н. Бурляева и Б. Плотникова еще одну – «режиссер авторского кино». С 2007-го Виталий Бордачёв – генеральный директор Star Media Russia (входит в группу компаний Star Media). Сейчас он директор кинокомпании «Бумеранг», продюсер и режиссер. В его фильмографии более 50 проектов. Вспомним хотя бы «Ночные ласточки», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Жаркий лед» с участием звезд фигурного катания, олимпийских чемпионов и многократных чемпионов мира Алексея Ягудина, Романа Костомарова, Алексея Тихонова и Ирины Слуцкой. В сериале «Анна-детективъ», показанном недавно на канале Россия 1, Виталий Бордачёв играл одного из героев. В «Тайнах госпожи Кирсановой», который шел на ТВЦ, он выступил сценаристом и режиссером.

В ПОДМОСКОВЬЕ ПОСТРОИЛИ СТАВРОПОЛЬ

– А ноябрь – это случайно выбранный месяц?

– В каком плане?

– 17 ноября – день рождения у вас, 25 ноября – у Клима Ардашева. Вот и отметите вместе новым сериалом…

– Конечно же, никакого приурочивания и в помине нет. Так сложилось. Хотя у меня есть молодой читатель из Нижнего Новгорода, который ежегодно поздравляет меня с днем рождения моего персонажа.

– Вы уже читали сценарий?

– Да, я уже знаком с ним, корректирую, помогаю. Официально я являюсь литературным и историческим консультантом. Я очень доволен работой сценаристов, продюсеров, режиссеров, поскольку ко всем моим замечаниям они прислушиваются. Сценаристы довольно известные и классные. Это Павел Ким и Алексей Колмогоров. Приятно с ними работать. Уже подготовлено и место съемок первого фильма. Они в основном пройдут в Подмосковье – в Горках Ленинских. Там уже есть городок под название Ставрополь. А для «Убийства на Водах» я, конечно же, предложил Ессентуки. Роман начинается с убийства в курортном городе в Цандеровском институте.

Штрихи к портрету: Цандеровский институт

Деревянное здание Цандеровского института механотерапии, напоминающее сказочный дворец из детских книжек, – узнаваемая архитектурная достопримечательность Ессентуков, располагается в Курортном парке, недалеко от источника № 17.

Многие помнят, что в фильме «Любовь и голуби» Людмила Гурченко вместе с Александром Михайловым занимались на спортивных снарядах. Съемки проходили именно здесь.

АКТЁРЫ И РОЛИ

– Иван Иванович, уже известно, кто будет сниматься в «Маскараде со смертью»?

– Могу только сказать, что это будут известные актеры. Кто именно, по условиям контракта, я говорить не могу. Но я участвовал в дримкасте (dreamcast в переводе – «актерский состав мечты». — В. Л.), тоже выбирал актеров. Позже пробы идут уже в костюмах. И только 17 июля закончились пробы на роль Клима Пантелеевича Ардашева. Режиссер меня держит в курсе, узнает мое мнение, мы с ним ежедневно созваниваемся. Очень польщен, что меня не отставили в сторону, мол, ты написал книгу – и все… Я даже придумываю новые эпизоды, а сценаристы потом их воплощают в жизнь. Фильм будет отличаться от книги, но не в сторону ухудшения, а в сторону улучшения. То есть моих огрехов как автора романа в кино уже не будет.

– Вам понятен выбор для экранизации именно этих трех книг?

– Да, это начало. Именно в первом романе Клим Ардашев приезжает в Ставрополь. Дальше – как бы по хронологии.

– Но пока за бортом остался ваш третий по хронологии роман «Кровь на палубе»…

– Он запланирован к экранизации на следующий год. И, возможно, я буду писать сценарий. Фильм по нему сложен в постановке: события происходят на Средиземноморье, на пароходе «Королева Ольга». Там будет много натурных съемок, и вполне логично, что руководство «Бумеранга» и ТВ Центра пока его отложили.

– Хотят оценить реакцию зрителей?

– А почему бы и нет? Расходы-то на съемку предстоят не маленькие.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

– Давайте вспомним вашу нелегкую, как у нас у всех, судьбу, и то, с чего все начиналось. Когда вы начали писать и когда вышла первая книга?

– В 2007 году. Это был сборник «Меня убили в прошлую пятницу», и там было 10 рассказов о Климе Ардашеве. Он был опубликован ставропольским издательством «Читальный город», которым руководил Владимир Бочков, тиражом в 1000 экземпляров.

– Потом дебютный роман «Маскарад со смертью», в котором начинаются приключения Клима Ардашева, он публиковался в столичном издательстве «Вече». А потом вас в качестве автора выбрало издательство «Эксмо». Так все было?

– Так.

– А ваши адвокатская работа и статус помогали или мешали, когда вы приступили к писательству?

– Конечно, помогали. И выбор главного героя не был случайным. В том же «Маскараде со смертью» описывается суд присяжных. Если бы я не знал, как проходит суд присяжных, наверное, и писать было бы сложно, если не невозможно. А присяжная адвокатура России, ее традиции не забыты сегодняшними адвокатами. И я сравнивал всякие тонкости. Например, до революции адвокаты не принимали участия в предварительном следствии. Было интересно посмотреть, как менялась со временем российская юриспруденция.

– Наверное, поэтому, я заметила, в ваших романах нет никаких криминалистических ляпов, которыми грешат многие современные детективщики и детективщицы.

– Естественно, нет. И меня даже приглашали на Всероссийскую конференцию по криминалистике. Я там выступал с докладом о дореволюционной криминалистике в России.

– И такой вопрос: откуда у вас, человека, который всю жизнь в силу профессии писал только юридические тексты, в романах такой легкий, светлый, приятный язык с историческими вкраплениями, отнюдь не похожими на тексты из церковно-приходской школы? Вы где-то учились или это пришло само по себе?

– Даже не знаю, как ответить. Книг до этого я не писал. Сочинения только дважды написал сам, когда поступал в институты, все остальное списывал. Не хотелось на это тратить время. А вот книг читал много, как и мы все в советское время. В двух библиотеках был записан. И до 2007 года строчил только судебные бумаги – прения, ходатайства. Но, если говорить о языке, на меня оказали большое влияние рассказы Ильи Дмитриевича Сургучёва, его повесть «Губернатор». А еще Антон Павлович Чехов. Ведь, когда я начал писать первый роман, у меня ничего не получалось, все герои разбежались, я бросил его писать… Потом пошел в библиотеку, взял два тома переписки Чехова. Слышал, что он там учит, как писать. И просто их «проглотил», пытался понять, как он складывает предложения. Вот и все. Я старался быть похожим на Сургучёва, на Чехова. А потом выработался свой стиль. Это как в шахматах: начинаешь разыгрывать партии известных гроссмейстеров, а потом все равно играешь по-своему. Другого ответа у меня нет.

– Это хороший ответ.

КТО ЛЮБИТ КЛИМА ПАНТЕЛЕЕВИЧА

– Констатируем, книги ваши востребованы. Знаю, что вы открыты для своих читателей, часто встречаетесь с ними. Кто ваши читатели: мужчины, женщины, военные, священники? Сколько им лет?

– Основная масса – это, конечно, женщины. У нас так складывается в стране, что именно женщины являются культурной частью общества. Они чаще ходят в книжные магазины, чаще покупают книги. И на них настроены рейтинги телеканалов. Среди моих читателей тоже женщин больше, причем в возрасте после сорока, у которых любовь к книгам сохранилась еще с советского времени. Это не только у меня такое впечатление. И у коллег-писателей тоже, причем независимо от жанра, в котором они творят. Мужчин много разного возраста. Молодежи, конечно, меньше. Но меня радует, что моя старшая внучка Ангелина, ей пять с половиной лет, научившаяся читать в три года, на днях одолела «Приключения барона Мюнхгаузена». Значит, вырастет, прочтет и книги деда. Впрочем, я надеюсь, что и у других ребят рано или поздно проявится тяга к чтению бумажных книг…

О ХЛЕБЕ НАСУЩНОМ

– Иван Иванович, начав писать, вы не приостанавливали адвокатский статус, показав, что можно совмещать то и другое. Кто главнее, адвокат более чем с 23-летним стажем или писатель с 12-летним?

– Главнее – я. Когда я увлекся литературной работой, просто не брал громких уголовных дел, требующих больших затрат времени и сил. Свел адвокатскую работу к минимуму, только чтобы хватало на хлеб с маслом.

– А писательского хлеба хватает, чтобы прокормить семью в современной России?

– Хватает, наверное, только у тех, кто входит в десятку самых известных. И это не те, кто Букеровские премии получает, а другие, у кого тиражи повыше. В печатном виде у меня вышло 13 книг. Еще одна – роман «Босиком по девяностым» – продается на ЛитРесе. Книги выходят, их переиздают. Но, чтобы хорошо себя чувствовать, надо, чтобы у каждой книги был тираж минимум 10 тысяч экземпляров, и писать таких книг надо в год по меньшей мере три. Тогда все книги будут переиздаваться чаще, вы будете получать роялти (в переводе Royalty – вид вознаграждения, периодическая компенсация, как правило, денежная, за использование авторских прав. – В. Л.). Но основной доход, как правило, писатели получают от продажи прав на экранизацию своих произведений.

– Вы намерены продолжать серию книг о Климе Ардашеве?

– Да. Я пишу, а издательство терпеливо ждет. Я весьма благодарен «Эксмо» за то, что они понимают ситуацию, в которой я нахожусь. Днем работаю адвокатом, а пишу ночами. А уже мне не сорок лет, как было, когда начинал писать. Но Ардашев продолжает жить. В новом романе события происходят в 1919 году в Праге, Таганроге, Ставрополе, Лондоне. Появится в романе и детективное агентство, которое называется «1777», понятно почему – год основания столицы края.

– А еще?

– А еще издательство предложило мне написать рассказ в сборник рождественского детектива, которое оно собирается выпустить перед новым годом. Рассказ нужно закончить к 1 сентября. А мне же еще и на съемках нужно быть. По договору я обязан присутствовать там первую неделю, когда идет читка сценария.

– А вам не предлагали какую-нибудь роль в этих фильмах?

– Виталий Алексеевич Бордачёв предложил мне сняться в какой-нибудь эпизодической роли. Если получится, я буду только рад. Я надеюсь, что это будет не городовой. А все остальное меня вполне устраивает.

Валентина ЛЕЗВИНА