«Извилистая и неширокая река Ташла текла под Крепостной горой, где строились первые казачьи хаты и откуда, собственно, и пошёл расти город. Весь склон, улепленный глинобитными убогими домишками, представлял собой множество кривых, пересекающихся друг с другом и опять уходящих в разные стороны улочек.
Летом Ташлянское предместье или Ташла, как его называли в народе, представляла сплошной сад со своим микроклиматом. Благодаря тому, что весь этот район располагался в низине, температура примерно на два градуса была выше, чем в городе, а закрытость от ветров с юго-востока и северо-запада создавала ощущение спокойного райского уголка. Только вот появляться в этом «раю» лишний раз полиция особым желанием не горела.
Улицы на Ташле никак не освещались, и осенью погружались в грязное и непролазное бездорожье, а зимой сугробы по крышу засыпали одноэтажные саманные хатенки. Извозчики ездить туда не любили и если соглашались доставить клиента, то выторговывали дополнительный барыш. Зато маргинальные личности всех мастей чувствовали себя там как мухи в сахаре. Конокрады же уводили ворованных коней ещё дальше – за Иоанно-Мариинский женский монастырь – где обычно останавливался и разбивал шатры цыганский табор». (Роман «Маскарад со смертью»).
Откровенно говоря, моя родная Ташла (это в самом деле так, потому что я здесь родился) всегда считалась не самым престижным районом г.Ставрополя. Я читал «Ставропольскую правду» за 1947 год, где с негодованием писали, что на Ташле всё ещё не было электрического освещения улиц, да и не во всех домах горела «лампочка Ильича» даже через 30 лет после Октябрьской революции. Почти все дороги были грунтовые. Но главная улица — ул. Гоголя — до самой Евдокиевской площади была выложена речным булыжником ещё в царское время. При Советах её асфальтировали, но булыжник сопротивлялся и куски асфальта откалывались, и снова проступала старая мостовая. Я это запомнил, потому что из-за этих «островков прошлого» мы набивали «восьмёрки» на велосипедах.
Без преувеличения можно сказать, что основное развитие этот район получил в дореволюционное время: был построен кожевенный завод братьев Дёминых, воздвигнута Евдокиевская церковь, распахнуло двери Гоголевское училище, в ряд выстроились дома для рабочих кожевенного завода и духовенства Евдокиевской церкви по одноимённой улице (ныне носит позорное имя садиста Трунова). При большевиках церковь разобрали. Из её камня построили интернат. Прежнюю совхозную конюшню перестроили в кинотеатр «Ставрополец». Оговорюсь, что эти сведения я не проверял, а привожу из рассказов удивительного человека — Надежды Николаевны Кулешовой (здесь я о ней уже писал). Выросли две школы — №11-я и 28-я; появилась аптека и поликлиника № 5 — сначала это был одноэтажный домик. Там был коридор и всего несколько кабинетов. В детской памяти осталась фамилия врача Погосовой. У неё были добрые лучистые глаза и замечательная улыбка. Современное трёхэтажное здание построили позже — уже в 70-х.
Я прекрасно помню, как по воскресеньям напротив СШ №11, у маленького деревянного хлебного ларька с деревянными ставнями, выстраивалась очередь в ожидании машины с керосином. Брали в эту очередь и меня. И хотя в домах давно было электричество, многие считали, что керосин в хозяйстве всегда пригодится. Стоил он копейки, но почти у всех соседей в сараях по привычке всё ещё стояли бутыли с этой горючей жидкостью. Перестали его возить где-то в году 75-ом.
Хоронили раньше на Евдокиевском кладбище — напротив кожзавода. На всех похоронах крест носил один и тот же тишайший человек — сумасшедший по имени Володя. Он пел заупокойные псалмы, читал молитвы, а потом, на поминках его угощали пряниками и конфетами. Он очень радовался сладостям и рассовывал их по карманам.
А в начале 70-х ещё можно было увидеть колодцы на улицах. И хоть везде стояли водоразборные колонки, но многие колодцы оставались «живыми». Например, по ул.Шевченко. Теперь и колонок-то почти не осталось… Водопровод, конечно, дело хорошее, только вот в Париже их почему-то не убирают и стоят они там ещё со времён Наполеона. Да и в центре Рима их немало.
А вот у нас эти чугунные источники живительной влаги можно встретить разве что в краеведческом музее.
Это, на мой взгляд, плохо. Ведь из всего этого многообразия уличных предметов — кованных крылечек, ставень, и даже, если хотите, старых чугунных люков — и состоит наша история, а значит, — и культура.
P.S. Если Вам интересно почитать о моих сверстниках-ташлянцах — милости прошу сюда (правда, моё название — «Городские зарисовки»). Или вот ещё один рассказ о детстве (свои первые литературные опусы я писал под псевдонимом Иван Побединцев).
(продолжение следует)
Оставьте комментарий