А вот здесь, на Николаевском проспекте, в доме  №38   и «жил»  присяжный поверенный  Ардашев.

Помните? «На третий день пребывания в Ставрополе  семья Ардашевых   подписала купчую на новый дом. Построенный в стиле модерн особняк северным фасадом  выходил на Николаевский проспект. По соседству располагалась арка  Тифлисских ворот,   – начало главного городского бульвара.

Архитектурные изыски  отличались смелостью решений. Входная дверь имела форму громадной замочной скважины. Прямоугольные окна с частыми переплётами визуально расширяли внутреннее пространство гостиной. Карниз, венчающий здание, придавал всему сооружению вид строгой роскоши».

Арендаторы здания, как видите, начисто лишены вкуса. Надо же  умудриться так испортить внешний вид ?!  Непонятно, куда смотрит городская администрация, если это здание, согласно постановлению главы администрации Ставропольского края №600 от 01.11.1995 г. числится памятником градостроительства и архитектуры и взято  под Государственную охрану.

Понятное дело, что я создаю не строго выверенный исторический роман, где улицы и номера домов должны обязательно соответствовать собственной истории. Конечно же нет! Более того, для меня самым важным является литературная составляющая, а уже потом историческая. Хочется попробовать «сварить»  из краеведческих «фактов-сухофруктов»  вкусный «компот». И как только начинает вырисовываться картинка, так сразу и  разыгрывается действо  под  сим «волшебным фонарём».

Ну, вот пример. Как-то проходил я по  бывшей Александровской  и понял, что именно здесь «жительствовали» господа Высотские. И другого такого особняка  уже  нигде не найти. Всё будет не то… Вот так стоял я, смотрел на это здание, а в голове уже начали выстраиваться мысли и про его обитателей, и про прислугу, и про журфиксы по пятницам. «Особняк Высотских стоял на Александровской улице и  вполне бы сошёл за средневековый замок, если бы не  модерновый стиль. Здание казалось ещё выше благодаря  классическим греческим вазам, венчающим весь  передний декор.   Двухэтажный дом выходил на улицу фасадом, отделанным голубой голландской плиткой  и украшенным узорчатыми входными дверьми. Его внутреннее убранство было под стать внешнему. Парадная лестница разбивалась об ослепительно яркую переднюю, пол которой был выложен белоснежным  мрамором, покрытым персидским ковром овальной формы.  Холодный камень прихожей уступал дорогу благородному дубовому паркету с  восточным орнаментом. Потолок, несмотря на тяжесть массивной золоченой лепнины,  отличался  лёгкостью и наполнял светом всё помещение огромной залы, которое, из-за расположенных в самом верху зеркал, казалось бесконечным.

Гостиная, бильярдная, музыкальный салон, кофейная и курительная комнаты – всё было обставлено хорошей подделкой  под  антикварную мебель периода Людовика XIV, а развешанные по стенам гобелены многократно усиливали ощущение реальности раритетов.

Непосредственно за домом, раскинулся фруктовый сад с прудом, питавшимся хрустально чистой водой из Желобовского ручья.

Как правило, собирались по пятницам. Пропускали только пятницу, 13-го».

А  этот, увитый старым плющом  дом  для  своей возлюбленной  «построил» Соломон Жих. Не правда ли колоритно смотрится?

И даже старая двустворчатая дверь с почтовым ящиком «для писемъ и газетъ» по ул. Пушкина (напротив цветочного павильона)  помнит то время, когда она открывалась гордо и без скрипа. А сейчас она всегда  заперта. Жаль, но видно и  этот двухэтажный дом скоро снесут.  Соседний уже  почил. Правда, надо отдать должное застройщикам – оставили  два каменных столба на въездных воротах. Остаётся надеяться, что усадьбу генерала П.А. Мачканина не посмеют тронуть.

(продолжение следует)