А вот здесь, на Николаевском проспекте, в доме №38 и «жил» присяжный поверенный Ардашев.
Помните? «На третий день пребывания в Ставрополе семья Ардашевых подписала купчую на новый дом. Построенный в стиле модерн особняк северным фасадом выходил на Николаевский проспект. По соседству располагалась арка Тифлисских ворот, – начало главного городского бульвара.
Архитектурные изыски отличались смелостью решений. Входная дверь имела форму громадной замочной скважины. Прямоугольные окна с частыми переплётами визуально расширяли внутреннее пространство гостиной. Карниз, венчающий здание, придавал всему сооружению вид строгой роскоши».
Арендаторы здания, как видите, начисто лишены вкуса. Надо же умудриться так испортить внешний вид ?! Непонятно, куда смотрит городская администрация, если это здание, согласно постановлению главы администрации Ставропольского края №600 от 01.11.1995 г. числится памятником градостроительства и архитектуры и взято под Государственную охрану.
Понятное дело, что я создаю не строго выверенный исторический роман, где улицы и номера домов должны обязательно соответствовать собственной истории. Конечно же нет! Более того, для меня самым важным является литературная составляющая, а уже потом историческая. Хочется попробовать «сварить» из краеведческих «фактов-сухофруктов» вкусный «компот». И как только начинает вырисовываться картинка, так сразу и разыгрывается действо под сим «волшебным фонарём».
Ну, вот пример. Как-то проходил я по бывшей Александровской и понял, что именно здесь «жительствовали» господа Высотские. И другого такого особняка уже нигде не найти. Всё будет не то… Вот так стоял я, смотрел на это здание, а в голове уже начали выстраиваться мысли и про его обитателей, и про прислугу, и про журфиксы по пятницам. «Особняк Высотских стоял на Александровской улице и вполне бы сошёл за средневековый замок, если бы не модерновый стиль. Здание казалось ещё выше благодаря классическим греческим вазам, венчающим весь передний декор. Двухэтажный дом выходил на улицу фасадом, отделанным голубой голландской плиткой и украшенным узорчатыми входными дверьми. Его внутреннее убранство было под стать внешнему. Парадная лестница разбивалась об ослепительно яркую переднюю, пол которой был выложен белоснежным мрамором, покрытым персидским ковром овальной формы. Холодный камень прихожей уступал дорогу благородному дубовому паркету с восточным орнаментом. Потолок, несмотря на тяжесть массивной золоченой лепнины, отличался лёгкостью и наполнял светом всё помещение огромной залы, которое, из-за расположенных в самом верху зеркал, казалось бесконечным.
Гостиная, бильярдная, музыкальный салон, кофейная и курительная комнаты – всё было обставлено хорошей подделкой под антикварную мебель периода Людовика XIV, а развешанные по стенам гобелены многократно усиливали ощущение реальности раритетов.
Непосредственно за домом, раскинулся фруктовый сад с прудом, питавшимся хрустально чистой водой из Желобовского ручья.
Как правило, собирались по пятницам. Пропускали только пятницу, 13-го».
А этот, увитый старым плющом дом для своей возлюбленной «построил» Соломон Жих. Не правда ли колоритно смотрится?
И даже старая двустворчатая дверь с почтовым ящиком «для писемъ и газетъ» по ул. Пушкина (напротив цветочного павильона) помнит то время, когда она открывалась гордо и без скрипа. А сейчас она всегда заперта. Жаль, но видно и этот двухэтажный дом скоро снесут. Соседний уже почил. Правда, надо отдать должное застройщикам – оставили два каменных столба на въездных воротах. Остаётся надеяться, что усадьбу генерала П.А. Мачканина не посмеют тронуть.
(продолжение следует)
Приобрёл и прочитал,не отрываясь, «Маскарад со смертью».Покорён Вашим стилем,образом мышления и глубиной знаний.Да…А что если попробовать создать или хотя бы сконструировать,обозначить более крупное полотно,отражающее стиль и дух эпохи — ушедшей или нынешней за рамками детективных историй или через них.Кстати в «Ставропольских губернских ведомостях» гл.редактор А.ЕМЦОВ приоткрывает занавеску на действия современной мафии,проникшей во властные структуры в материалах из номера в номер «Бестужий — преступник или жертва» и в других публикациях газеты.
А вообще — большое СПАСИБО за доставленное удовольствие. Да,вот ещё что…Я отправил письмо губернатору В.Г.ЗЕРЕНКОВУ по поводу увековечения памяти известного российского поэта и писателя В.Г.ГНЕУШЕВА, с которым дружил многие годы.
Николай МАРЬЕВСКИЙ
Большое спасибо, Николай Семёнович! Получить такую оценку от Вас-дорогого стоит. Буду и дальше стараться Вас не разочаровывать. У меня давно сложился в голове роман, состоящий из двух частей -1986-1998 и 1998-2006г. Первая часть — не поверите — приснилась во сне. Едва успел записать план.Там есть всё: и мафия, и детектив, и любовь… Частично я делал уже пробы в современных рассказах (можно почитать на сайте). Но в данный момент вместе с Климом Пантелеевичем мы раскрываем запутанное смертоубийство начальника штаба 83-го Самурского полка. Даст Бог, скоро закончим. А там,посмотрим… С уважением и признательностью, И.Любенко.