Надо же, как интересно устроена наша жизнь: прошлый раз я рассказывал о современных преступниках-вымогателях, «оседлавших» нечистых на руку чиновников, а сегодня, как специально, мне попалась на глаза небольшая газетная заметка столетней давности о ставропольском шантажисте. Воистину всё в этом мире повторяется!
Случилось это в субботу, 14 сентября 1913 года. Ровно в 10 часов дня, в контору мельницы Ага-Балы-Гулиева, находящейся на Ярмарочной площади, явился прилично одетый господин средних лет. В руках он держал портфель. Прямо с порога посетитель отрекомендовался присяжным поверенным, назвал свою фамилию и заявил, что ему нужен М.А. Багиров.
Несмотря на праздник – в тот день отмечали Воздвижение Креста Господня – управляющий оказался на месте.
– Что вам угодно, сударь? – осведомился он, подойдя к незнакомцу.
– Вы, господин Багиров?
– Да, я.
– Вы переписывались с Мисаком Арутюновичем Фалакъянц?
– Да, – подтвердил тот.
– Так знайте, милейший, вся эта переписка находится у меня здесь, – в подтверждение собственных слов он хлопнул ладонью по раздутому портфелю и добавил: – Эти бумаги выставляют вашу фирму в очень дурном свете и, если хотите, компрометируют. На их основе я написал статью о неприглядных сторонах деятельности вашего предприятия для целого ряда газет. И многие из них уже подтвердили свою готовность на её публикацию. Я уже отправил материал в «Речь», «Приазовский край», «Царицынский вестник», «Кубанский край», «Тифлиский Листок» и «Отклики Кавказа». У меня имеются расписки почтово-телеграфной конторы о приёме заказных отправлений в редакции вышеназванных газет. – Он выудил из бокового кармана пиджака целых ворох почтовых расписок о приёме заказных отправлений и протянул собеседнику. – Вот-с, извольте убедиться. А это, – открывая портфель, добавил незнакомец, – начало статьи. – Достав из портфеля лист набранного под копировальную бумагу машинописного текста, он передал Багирову.
Управляющий пробежал глазами по строчкам, но от волнения никак не мог понять смысл написанного. Там говорилось что-то о «гидре недобросовестной конкуренции поедающей молодые, ещё не зрелые побеги современных, недавно открытых предприятий», о каких-то «взятках ставропольским чиновникам», о «поставках недоброкачественной продукции в гг. Лодзь, Згерж, Москву и Санкт-Петербург». Ещё запомнилось название пасквиля: «Цель оправдывает средства» и фамилия автора: Безсмертный. Квитанции были настоящие. Их выдала почтовая контора хутора Романовского, Кубанской области, о чём свидетельствовали синие штемпели.
– Что вы от нас хотите? – рассеяно проронил помощник Гулиева.
– Я готов сейчас же направить срочные телеграммы во все редакции с требованием вернуть статью обратно на тот же адрес наложенным платежом. Однако вам это обойдётся в три тысячи рублей.
– Помилуйте, но за что же платить? Это всё ложь и клевета? – побагровев от возмущения, выпалил Багиров. – Мы напечатаем опровержение!
– Согласен, – спокойно парировал «присяжный поверенный». – Допустим, вам удастся опровергнуть первую статью. Но кто помешает мне напечатать вторую? третью? четвёртую? Я буду продолжать травить вашу фирму изо дня в день; вы потеряете репутацию и понесёте колоссальные убытки! От вас отвернуться те, кто годами с вами работал! В конце концов вы разоритесь! Неужели для господина Гулиева это выгоднее, чем расстаться с сущим пустяком?
– Но сейчас у меня нет такой суммы. Чтобы собрать деньги мне понадобится время, – переступая с ноги на ногу, проговорил управляющий.
– Хорошо! Я готов подождать, но недолго. Тянуть не в ваших интересах, – обрадовался «Безгласный». – Давайте встретимся в полдень.
Багиров с сомнением покачал головой.
– Раньше четырёх не соберу.
– Ну да Господь с вами! – махнул рукой «адвокат». – В четыре так в четыре. Ладно, я подойду.
Сунув квитанции и статью в портфель, он удалился.
Не успели напольные часы в конторе Гулиева пробить шестнадцать раз, как на пороге появился улыбающийся господин «Безгласный». Секретарь тут же провёл его в кабинет к управляющему. Расправив усы, «адвокат» осведомился:
– Деньги готовы?
– Не совсем-с.
…Я не буду утомлять читателя дальнейшими перипетиями «поставленного» разговора. Управляющий начал торговаться и делал это весьма умело. В итоге сошлись на тысяче рублей наличными. Правда, сразу Багиров отдал только пятьсот и на такую же сумму написал долговую расписку. Он же пообещал устроить «адвоката» «постоянным разъездным поверенным мельницы А.Б.Гулиева». В свою очередь, корыстолюбец выдал собственноручное обязательство «по получении пятисот рублей безотлагательно передать г. Багирову все материалы компрометирующие фирму Гулиева».
Когда «сделка» была «оформлена» в кабинет неожиданно вошёл начальник сыскного отделения М.Г. Гелин и полицейский надзиратель П.С. Донцов. Вымогателя тотчас же арестовали и препроводили в участок.
Так или почти так, ровно сто лет назад, бесславно закончилась попытка разбогатеть одного заезжего шантажиста.
Оставьте комментарий