I

     Вернувшись из сочинского имения редактора «Петербургской газеты», Ардашевы зажили привычной провинциальной  жизнью. Днём Клим Пантелеевич участвовал в судебных заседаниях, а по вечерам возвращался к недоконченному роману или  до позднего вечера  засиживался в кабинете с томиком Чехова.

    Вторник шестого августа был неприсутственным днём – Ставрополь  отмечал Преображение Господне (Яблочный Спас) –  и Ардашевы решили посетить новый кинематограф «Модерн», открытый братьями Меснянкиными в двухэтажном  «Пассаже».[1] Французское  название было выбрано не случайно.  Выстроенное совсем недавно здание  соединяло Николаевский проспект и Казанскую площадь с шумным  Нижним базаром. Коммерческие и зрительные залы находились в одном помещении. На втором этаже   размещался театр на шестьсот мест и торговые отделы, на первом – кинематограф на двести зрителей и многочисленные купеческие магазины. Не обошлось и без модного внутреннего дворика со стеклянной галереей, где в деревянных кадках росли заморские диковинные пальмы, а в ажурных клетках кричали беспокойные попугаи-ара, какаду и весело свиристели  русские  канарейки. В подвальном помещении раскинулся шикарный  ресторан «Гном».

    Уже на подходе к «Пассажу» зазывно кричали красные афиши рекламных тумб: «Спешите видеть! Видовая лента «Полёт дирижабля». За ней –   фильма «Ад»! Только здесь вы можете встретить трёхротого Люцифера и своих умерших  знакомых.  Более 150-ти действующих лиц! Движущаяся картина собрала более двух миллионов долларов в Северо-Американских Соединённых штатах. Третья фильма –  «Большое ограбление поезда». Убийства, погони, перестрелки! Экспроприация на железной дороге! И всё за один сеанс!».

    Пройдя в зал, Ардашевы заняли кресла в  пятом ряду. Билет сюда стоил пятьдесят копеек. Если оставались свободные места, гимназистам  и нижним  чинам продавали места за половину стоимости.

     Почти у самого экрана, под углом, стояло  пианино. На венском стуле висел летний сюртук тапёра. Самого музыканта в зале ещё не было. На приставном столике виднелась  бутылка сельтерской и чайный стакан.

      Мимо Ардашевых текла людская река. Зал  заполнялся, точно пчелиный улей перед дождём. Клим Пантелеевич раскланивался со знакомыми. А их  было немало: председатель Губернского Комитета по делам мелкого кредита Фрауф, заведующий ломбардом отставной губернский секретарь Сафронов, управляющий Ставропольским отделением Азово-Донского коммерческого банка Старосветский с семьёй, помощник врачебного инспектора Мильвидский с супругой, судья 1-го участка города Бенедиктов, податной инспектор  Васильев…. Да разве всех перечислишь? 

    Наконец лампы Сименса и Гальске потухли.

    Тапёр занял место у инструмента.

    Робко застрекотал киноаппарат «Патэ», потекла  лёгкая мелодия  и луч упал на экран. По белому полотну поплыл сигарообразный дирижабль. Казалось, что Цепеллин  сейчас изменит курс и повиснет над головами зрителей. Зал изумлённо притих. Короткая видовая лента пронеслась быстро, и  свет вновь включили.  Но уже через несколько минут вновь стало темно, музыкант  заиграл ноктюрн из 37-го сочинения Фредерика Шопена соль минор. Началась основная фильма.  

     Итальянский режиссёр Джузеппе де Лигоро рисовал на белом полотне своё представление страшного потустороннего мира. И в тот момент, когда поэт Данте, пытаясь выбраться из тёмного леса, увидел спасительный свет, раздался дикий женский вопль. Кричала жена врачебного инспектора Мильвидского, сидящая неподалёку от Вероники Альбертовны Ардашевой. Подскочив с  места и трясясь от страха, дама  указывала на тапёра.

     Голова музыканта  запрокинулась назад, руки безжизненно повисли, а со рта белыми хлопьями валила пена. И только пианино продолжало играть, как ни в чём не бывало. Клавиши, точно ведомые  невидимой рукой, сами исполняли окончание лирической пьесы польского композитора. По залу прокатился вздох изумления. Публика поднялась с мест.    

     Первым на помощь несчастному бросился врач Мильвидский. За ним, пробираясь по ряду, поспешил Ардашев.

     Осмотрев тапёра, доктор  принялся хлестать его по щекам, пытаясь привести в чувство.

– Он мёртв? – тихо спросил адвокат.

«Мёртвое пианино»

– Да, – грустно констатировал врач.

– А в чём причина смерти?

– Пока ничего не могу сказать. Возможно, паралич сердца или  удар.

– Но разве при ударе бывает такая обильная пена?

– У кого как, – пожал плечами медик. – Всё зависит от возраста, образа жизни…Тут, знаете ли, заранее не предскажешь.

      Дали свет и сеанс прекратился. Из кинобудки вышел неприметный человек небольшого роста и остановил механическое пианино.

     Тем временем, толпа напирала. Людское любопытство победило страх, и вокруг трупа образовался полукруг зевак.

– Так ведь пианино, оказывается, не настоящее, а механическое! – возмутился кто-то.

– Вот-вот! А деньги-то  дерут настоящие! – послышался недовольный возглас старушки.

– И тапёр, выходит, не тапёр, а чистый мошенник! – воскликнул какой-то господин в котелке.

– Сударь, побойтесь Бога! Разве можно плохо говорить о покойнике? – пристыдила незнакомца  дама в шляпке.

– Господа! Прошу разойтись! – раздался властный голос директора синематографа. – Сейчас прибудет полиция.

     Упоминание стражей порядка подействовало, и люди, сначала потихоньку, а потом и торопливо, стали покидать зал. Осталось всего несколько человек: Ардашев с женой, супруги Мильвидские, судья первого участка Бенедиктов, банкир Старосветский и сам директор –  Александр Захарович Купский.

     От полицейского управления до «Модерна» было рукой подать, и потому начальник сыскного отделения Ефим Андреевич Поляничко и его верный помощник Антон Филаретович Каширин не заставили себя долго ждать.
Окончание рассказа можно прочитать ЗДЕСЬ


[1] Пассаж – (фр.) – крытая галерея для пешеходов, соединяющая две улицы, на которых помещаются различные  магазины (Словотолкователь под редакцией С.Н. Алексеева, г. Москва, 1898 г.) (прим. авт.).