Детали быта, одежды, личные вещи персонажей – своеобразный антураж, декорация  исторического детектива. Здесь не может быть мелочей, поскольку каждый предмет должен передавать  читателю  не только характер владельца, но и аромат прошлого.

Курительная трубка в чехле, карманные и каминные часы, подсвечник.

Одно дело прочесть исследование об антикварной мебели, костюмах, карманных  часах и  курительных принадлежностях, а другое – увидеть всё собственными глазами.

Гостиничный номер конца XIX начала XX веков

Гостиничный номер конца XIX начала XX веков

У меня сложилось впечатление, что раньше  предметы обихода имели более изящный вид, нежели  их сегодняшние  «потомки».  В наше время  мы придаём большое значение функциональности  вещи  и простоте её использования. К примеру, мобильный телефон заменил сразу несколько предметов: телефонный аппарат, радио, кинокамеру, часы, калькулятор, календарь, записную книжку, магнитофон, телевизор, телеграф, будильник, книгу, компас, фотоаппарат….

Но  и сколько сопутствующих вещей мы потеряли вместе с ними: кожаные футляры, золотые теснения и  обрезы, цепочки и прочие  приспособления. Всё теперь стало ненужным. А с появлением игральных автоматов даже  карты  уходят в прошлое  (кстати,  как-то я  писал о своей встрече со старым картёжным шулером).

Телефонный аппарат

По-моему, похожая ситуация складывалась и сто лет назад, когда те, кто родился ещё до отмены крепостного права становились свидетелями  эпохи дирижаблей, аэропланов, автомобилей, телефонов, электрического освещения, цветной фотографии, кинематографа, подводных лодок, дизельных двигателей и гусеничных машин, ранцевого парашюта и дуговой сварки…

Платье классной дамы

Платье классной дамы

В 1912 году  пожилые  современники Клима Ардашева  с недоверием смотрели на  многие  диковинные новшества.

В переписке А.П. Чехова я  встретил  фразу: «паршивый электрический свет». Эти слова великого писателя  меня нисколько  не удивили,  т.к.  лампочки в то время  часто мигали и  дрожащий свет бил по глазам. К тому же они  быстро перегорали, а  стоили дорого.  Но и у фотогеновых  светильников имелись  противники. Помнится, в пьесе И.Д. Сургучёва «Торговый дом»  Марья Костянина  сетует на керосинку, и говорит, что свет восковой свечи – самый правильный; свеча   к Богу ближе.

(продолжение следует)