Недавно я совершенно случайно  узнал (благодаря сотрудникам Центра  Ставропольских  Библиотечных Систем, создавшим мою страницу на своём сайте и  разместившим там соответствующую ссылку), что Елена Борисовна Громова – уважаемый в Ставрополе  краевед, ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края,  – в статье, напечатанной в «Ставропольской правде» за 30 мая этого года,  подвела своеобразный итог моей долгой борьбе за сохранение памяти жандармского ротмистра Владимира Карловича Фридрихова.  Теперь  памятник, который долгие годы  валялся за Андреевской церковью, нашёл своё  прежнее место  на небольшим кладбище при храме.

Так было

Так было

Да, действительно,  я не раз говорил об этом безобразии и на страницах «Вечернего Ставрополя» и на моём сайте (здесь и здесь).  Признаться, я не большой  почитатель полиции и жандармерии, как  прошлых лет, так и  настоящего времени.  Наверное, по этой причине  в моих романах сыщиком становится присяжный поверенный Ставропольского Окружного суда Клим Пантелеевич Ардашев. Он  буквально издевается над сыскной полицией и судебными следователями.

Но есть один человек из когорты жандармов прошлых лет, к   кому   я испытываю  уважение. И  это, как не трудно  догадаться,  Владимир Карлович Фридрихов. Говорят, он был   честный, неподкупный, эрудированный офицер, верный присяге.  Он и умер так рано именно потому, что буквально сгорел на работе. Я  вывел его во многих своих романах, как ротмистра Фаворского. С ним, как вы помните, Клим Пантелеевич находился в дружеских отношениях.

Так стало

Так стало

Сегодня я был в Андреевском храме и посетил  могилу жандармского ротмистра. Там стоит всё тот же памятник. И очень символично, что его не стали менять. Ведь он хранит воспоминание  о далёком, навсегда ушедшем от нас дореволюционном времени.

Церковное кладбище

Церковное кладбище

Стало быть, не зря мы писали о нём вместе с Еленой Борисовной Громовой. Спасибо и ей огромное!

Теперь бы ещё дождаться, когда в Ставрополе появится улица Ильи Сургучёва, известного русского писателя и драматурга. И ещё хотелось бы, чтобы наш сегодняшний сити-менеджер сдержал  слово, данное ещё в прошлом году слово  (я об этом писал здесь), и в старой части города на домах появились таблички с дореволюционным и сегодняшним названием улиц. Уж больно душат меня все эти  карлы марксы, клары цеткины и  розы люксембург. Неплохо было бы разбавить их Николаевским проспектом, Европейской и Варваринской улицами.

Хотя бы вот так

Кстати, в среду 13-го августа должна была состояться прямая линия с со ставропольским сити-менеджером на радио «Комсомольская правда» (вот же глупость – придумали иностранное словечко; сейчас, когда пошла мода отказываться от всего иностранного, предлагаю на этой волне переименовать мэра в «городского голову, а  «сити-менеджера» в «городского приказчика»). Конечно,  я не упустил  сию возможность и послал два вопроса на сайт «Комсомолки» (об увековечении имени И.Д. Сургучёва, и, естественно, о двойных названиях улиц).

Но не сподобилось. Сегодня с большим сожалением узнал, что сити-менеджер по какой-то сугубой занятости встречу отменил.  А жаль, мы бы ещё у него  и про планируемую вырубку Таманского леса спросили. Ведь «городские приказчики»  приходят и уходят, а лес остаётся. Да и не  они его, в конце концов, сажали. За вырубку леса расплачиваться придётся нашим внукам. Да и потом, городские власти забывают одну простую истину, что любые, даже самые благородные  цели не могут осуществляться сомнительными  методами. Ведь и цель тогда уже не будет благой, потому что цена такого благодеяния становится непомерно высокой. Вырубить пятьсот  деревьев – шутка ли! У нас только дай добро на вырубку: где пятьсот, там и полторы тысячи под корень сведут. Ну да ладно, останемся  оптимистами и будем надеяться, что  местные власти образумятся и услышат голос горожан, сиречь наш с вами голос.  Дай-то Бог!

P.S. А статью Елены Борисовны Громовой обязательно прочитайте, интересно! (здесь).